На главную 
 О журнале 
 Об издательстве 
 Сотрудничество и реклама 
English Version
 Ноябрь 18 
ГЛАВНАЯ ВЫСТАВКА РОССИЙСКИХ МЕБЕЛЬЩИКОВ. Добавит ли она оптимизма?
Ольга ИОФФЕ

Уже который год подряд в Москве на Красной Пресне проходит очередная ноябрьская выставка «Мебель». Она давно стала крупнейшей и самой главной среди всех других мебельных выставок России. Для нас она является аналогом ежегодной Кёльнской мебельной ярмарки, гигантская экспозиция которой представляет мебель со всего мира.

  Участие в выставке "Мебель" – дорогое удовольствие, но большинство наших мебельщиков мечтает иметь на ней свой стенд, а многие, несмотря на огромные затраты, организуют его уже несколько лет подряд. Те, кто не смог изыскать нужных средств или просто на этот раз пожадничал, и те, кому просто не досталось места на выставке, все равно приезжают на нее, чтобы приобщиться к этому празднику жизни.
  В отличие от кёльнской мебельной ярмарки, задачей которой в общем-то является общемировой обмен мебелью, необязательно производимой и покупаемой в Германии и даже в Европе, московская выставка "Мебель" в сложившихся экономических условиях имеет для большинства производителей (отечественных и зарубежных) главное значение. В основном как инструмент для расширения продаж прежде всего в Москве и в Московском регионе с населением, обладающим наибольшей покупательной способностью. Впрочем, для многих далеких от центра изготовителей большое значение имеет и просто престижность участия в главной выставке, а тем более – диплом лауреата ее смотров. Как окрыляет молодых исполнителей совместное выступление с признанными лауреатами, так и начинающий мебельщик ощущает на этой выставке свою принадлежность к престижной отрасли. Здесь тоже вступает в силу известный спортивный принцип: дорога не победа, а участие. Поэтому для многих не важно, какой размер имеет их стенд. И как велика бывает их радость, что их стенды смотрятся не хуже, а иногда и лучше других!
  А стенды бывают разные. Так, итальянцы, заслуженно гордящиеся своим дизайном, расставляют свою мебель с уважением, подсвечивают ее по-особому и уделяют огромное внимание любым мелочам. Даже самая малая деталь создаваемого ими на выставке микроинтерьера, словно нотка в партитуре оркестра, участвует в создании всего произведения и влияет на восприятие зрителем всей экспозиции стенда.
  К сожалению, наши экспоненты в большинстве своем исходят прежде всего из соображений соотношения затрат на покупку площади стенда и максимального возможного количества показанной на нем мебели. Все просто и утилитарно: весь свой ассортиментный кабинет привезти я не смог, но большую его часть – все-таки сумел втиснуть. В результате многие наши стенды больше похожи на чердачный склад, где мебель хранится навалом. Подойти к ней и рассмотреть ее толком часто оказывается просто невозможно. Но среди наших мебельщиков есть уже и те, кто все-таки понял, что настоящий дизайнер всегда более грамотно подаст все лучшие качества мебели и тем самым быстрее привлечет потребителей-профессионалов, чем генеральный директор предприятия, прямолинейно заинтересованный в получении прямой финансовой отдачи от наполненного до отказа стенда.
  Такие экспозиции можно заметить сразу: на них нет хаоса, мебель представлена в едином композиционном решении, уделено достаточно внимания даже и мелочам, включая свет, книжки, плошки, статуэтки и макет телевизора – весь необходимый для выставки антураж, выбранный дизайнером.
  Но часто встречается и другая крайность: специально для выставки изготавливается "ударное" изделие, включающее всевозможные варианты конструктивных и технологических решений, – этакий гипотетический конгломерат возможностей предприятия. В результате коммерсанты, у которых на выставке нет времени разбираться в тонкостях мебельного производства, сразу определяют для себя, что это нельзя будет продать, и проходят мимо. А посетитель, подыскивающий на выставке стенку или кухню получше и подешевле, подивившись тому, что мебель наконец-то научились делать и у нас, сетует в душе, что к его квартире это не подойдет, и молча удаляется восвояси продолжать свои поиски. Такой стенд, даже если его и обвешать со всех сторон табличками о том, что это на самом деле не мебель, а демонстрация супертехнологии, несмотря на вызванный интерес, все равно не принесет много контрактов.
  "Экспоцентр", хорошо понимая, что его выставочных площадей часто не хватает для проведения выставок, нашел паллиатив в том, что предлагает строить для экспонентов двухэтажные стенды. Учитывая, что к началу выставки заявитель чаще всего получает только половину обещанных ему площадей, – это является для многих утешительным компромиссом. На втором этаже, как правило, размещается комната переговоров. Здесь, в уютной тиши, длящейся одну-две минуты, а в остальное время заглушаемой ревом расположенного на потолке динамика, передающего рекламу, можно спокойно побеседовать с партнерами и отметить совершённые на выставке сделки. Отмечать, впрочем, следует весьма осмотрительно, так как это сооружение покачивается как вершина Останкинской телебашни, а крутизна лестницы заставляет пожалеть, что не был заказан еще и лифт.
  Некоторые бывалые участники, экономящие на плате за оборудование площадей, деловито располагаются на выставке подобно цыганскому табору, привозя с собой не только свои экспонаты, но и целиком стены для стендов, похожие снаружи на жилые дома. Часто им не хватает только костра и кошки на заборе. Но зайти на такой закрытый стенд наш стеснительный и скромный посетитель решается не сразу и входит на него предварительно подготовившись, словно совершая прыжок в холодную воду.
  Бывают и такие участники, что подобно Диогену, не имевшему ничего кроме мудрых мыслей, тоже носят все свое с собой, и тогда на некоторых оплаченных предприятиями стендах во время всей выставки стоят сиротливо только одни столы, заваленные чужой рекламной информацией, и пустые стулья...
  Рекламщики и торговцы изгаляются на выставке кто во что горазд. Есть здесь и человек-бутерброд, размещенный между двумя рекламными щитами – тяжелое наследие капитализма, уже осужденный нашей прессой еще в советские времена. Где-то, по восемь часов в день, без обеда (потому-то и худая), обязательно возлежит на диване девица. Кое-где ее заменяет наклеенная на пенопласт и вырезанная по контуру фотография в натуральный размер. А из проходов раздается гром барабанов от идущей по ним клоунской команды с шальными улыбками, нарисованными на серьезных лицах, почему-то очень озабоченных, – видимо, от осознания всей ответственности за важность выполняемой рекламной задачи. По проходам бродят и привидения в средневековых костюмах, с мертвенно белыми лицами и катаются на роликовых коньках голые ноги, раздающие откуда-то сверху буклеты, – рассмотреть, что выше, не всегда удается, – падает шапка. Тут и там продают дешевую (и не очень) бижутерию, средства для ухода за кожей лица, курток и ботинок, и посетителей просто неотвязно везде преследует "Новый бумажник водителя".
  Но этот шум, гам и прочий тарарам не могут скрыть проблем, стоящих перед отраслью. Первая – падение спроса на мебель. По отзывам практически всех мебельных предприятий из всех регионов страны, это падение, начавшееся полтора-два года назад, в начале этого года только усилилось. Небольшое повышение спроса, ожидавшееся в конце августа, происходит, но не может компенсировать убытков большинства отечественных изготовителей. Этому препятствует и постоянное увеличение продаж импортной мебели. Проходившие до этого ноябрьские мебельные выставки демонстрировали постоянный рост качества отечественной мебели, улучшение ее дизайна, и многими было отмечено, что каждый раз эта выставка – другая. Но поможет ли то, что видим мы на ней сегодня, увеличить сбыт? Смогут ли наши предприятия, страдающие от полного отсутствия инвестиций на техническое перевооружение и вынужденные использовать в качественной мебели преимущественно импортные материалы и комплектующие, реально конкурировать с зарубежными изготовителями, которые в самой близкой перспективе будут освобождены от пока еще защищающих отрасль таможенных барьеров? Сможет ли приобретать мебель население, рост реальных доходов которого, по высказыванию премьера Касьянова, составит к концу года только 7%, если инфляция – более 12% в год, а стоимость транспорта, коммунальные и другие платежи постоянно увеличиваются?
  Один из весьма уважаемых и знающих проблемы отрасли специалистов сказал недавно, что проблемы, которые мебельщики обсуждают между собой, и те, что обсуждаются в прессе, мало интересуют правительство. Оно не читает наших журналов и не слушает наших выступлений. Но главная мебельная выставка – это место, где встречаются все действующие изготовители мебели. Так может быть во время ее проведения стоит не только уделить внимание расширению продаж собственной продукции или встречам с коллегами, а подумать всем вместе, как жить дальше. Ведь дело идет к тому, что владельцы мебельных предприятий и мебельных магазинов могут в одночасье просто оказаться не у дел.
  Решением отраслевых проблем мебельной промышленности сегодня занимаются две ассоциации: "Общероссийская ассоциация работников мебельной промышленности и торговли "Мебельщики России" и "Ассоциация мебельных и деревообрабатывающих предприятий России". Во время выставки они будут организовывать встречи, где обязательно будут обсуждаться наши, пока отнюдь не радужные перспективы. Не уклоняйтесь от этих собраний! Ведь вы являетесь членом сообщества, проблемы которого неминуемо коснутся и вас.
  Результаты этой выставки лучше всего отражают общее положение дел в отрасли и тенденции ее развития (или умирания). Будем надеяться, что ноябрьская выставка "Мебель" под звуки своих барабанов в очередной раз все же поддержит в нас оптимизм! 

Вернуться к содержанию
АРХИВ НОМЕРОВ
1999
1
2000
23456
2001
789101112
2002
1314151617[18]
2003
192021222324
2004
252627282930
2005
313233343536
2006
373839404142
2007
43
По рубрикам
Выставки
Дизайн
Интервью
Компания
Комплектующие
Компьютерные технологии
Корпусная мебель
Кухни
Материалы
Мебельные системы
Мебельные университеты
Оборудование и материалы
Полезные мелочи
Представляем марку
Репортаж
Событие
Сотрудничество
Техника и технология
Торговля
Точка зрения
Фурнитура
От редакции
Торговый дом
Создание сайта: Artspace.Ru