На главную 
 О журнале 
 Об издательстве 
 Сотрудничество и реклама 
English Version
 Ноябрь 18 
«ЛЕСДРЕВМАШ 2002». ПО БАРИНУ ЛИ ГОВЯДИНА?
Дмитрий ГЕРАСИМОВ

Выставка "Лесдревмаш", теперь ставшая биеннале, раньше проходила один раз в шесть или в пять лет, всегда была самой большой экспозицией зарубежного и отечественного деревообрабатывающего станкостроения и обычно высокопарно именовалась "мировым смотром передовых достижений".

  На самой первой такой выставке в "Сокольниках", в 1973 г., занимавшей все ее павильоны, в том числе и ныне снесенные, инофирмы показывали технику для лесопиления, лесовосстановления, для деревообработки и производства мебели. Только одно итальянское объединение A.Miatton выставило комплектную фабрику по производству корпусной мебели: линию раскроя плит, оборудование для подготовки и стяжки натурального шпона, линию облицовывания пластей, две линии облицовывания кромок на базе двухсторонних станков с питателем и укладчиком, линию шлифования пластей, присадочные станки-автоматы и огромное количество другого позиционного оборудования. Блистала тогда и немецкая экспозиция. К примеру, группа Bison, которой не нашлось места в павильонах самой выставки, специально выстроила для себя отдельный, – из клееных деревянных конструкций, находившийся слева, где теперь теннисный корт, и использованный впоследствии для строительства павильона 4а, взамен его сгоревшей потом двухэтажной части.
  Можно с уверенностью утверждать, что на выставке "Лесдревмаш-73" участвовал с натурными образцами своей продукции весь цвет мирового деревообрабатывающего станкостроения – так велики были ожидания на открытие огромного нового рынка, связывавшиеся с новыми планами развития мебельной отрасли! Но для большинства фирм они не оправдались: наше государство через свои внешнеторговые организации закупало только самое высокопроизводительное оборудование, причем в таких объемах, что выполнение поставок оказывалось для небольших фирм просто невозможным. Это надолго отпугнуло их от нашего рынка. Потом в стране кончились деньги и основными участниками выставок "Лесдревмаш" остались только самые стойкие фирмы или те, что достаточно заработали на поставках нам своего оборудования на много лет вперед.
  Второе дыхание выставки открылось на "Лесдревмаш-95". На нее пришло огромное количество посетителей. В стране произошли кардинальные перемены, и заказы на оборудование просто сыпались на изготовителей – от каждой, даже только вчера организованной фирмы. Но по прошествии короткого времени оказалось, что оплачивать-то заключенные контракты нечем. Надежды на новые рынки для большинства изготовителей оборудования опять не сбылись. Работать здесь оказалось слишком тяжело. Разве можно понять страну, где предприниматель целый год ведет переговоры о приобретении какого-нибудь комплектного цеха по производству клееного щита, клееного бруса или корпусной мебели, много раз выезжает за границу, посещает фирму – потенциального поставщика (за ее счет), а потом все-таки покупает для себя всего лишь подержанный круглопильный станок не самого известного изготовителя. Или наоборот, довольно плохо одетый гражданин уже во время второй встречи с фирмой вдруг достает «кэйс» и предлагает здесь же, на месте, оплатить наличными контракт в полмиллиона долларов...
  И тогда, не понимая в конце концов ничего и не выдержав нервного напряжения, многие фирмы пошли совсем другим путем. Они отдали свою часть российского рынка местным станкоторговым фирмам, число которых в нашей стране уже перевалило за сотню, оставив за собой только право выбора своих партнеров и функции приглядывания за их деятельностью. Результаты такого подхода мы и увидели, наконец, на выставке "Лесдревмаш 2002".
  Третий павильон, в 79-м и в 80-х годах бывший главным и открывавший экспозицию для именитых посетителей выставки, оказался полупустым и демонстрировал не столько продукцию иностранных изготовителей, сколько телевизоры и мониторы компьютеров, на которых можно было увидеть мелькание обрабатываемых заготовок и услышать комментарии на не всем понятных языках. В его центре располагался довольно обширный и неплохо оформленный стенд российской станкоторговой фирмы "Аграф", представлявшей импортное оборудование. Немногие наши станкостроители, некоторые из которых выставляли на скудно оформленных стендах свои не блистающие дизайном свежеокрашенные станки, располагались на периферии. В дальнем от входа углу впервые на наших выставках образовался стенд китайской фирмы Andi, одно время даже входившей в состав немецкой группы Homag, многошпиндельные обрабатывающие центры которой уже почти десять лет эксплуатируются на подмосковном "Промек’е" и фрезеруют сразу по нескольку заготовок из МДФ под облицовывание рельефных фасадов на безмембранном прессе.
  Первый зал второго павильона, традиционно – итальянский, был заполнен фирмами из солнечного Апеннинского полуострова едва ли наполовину. Большинство итальянских фирм на стендах, окрашенных в оранжево-красные цвета, тоже демонстрировали в основном телевизоры, компьютеры и кое-какую графическую информацию. Исключение составляли группа Biesse и станкоторговая фирма Koimpex, представившие на обозрение посетителей обрабатывающие центры и кромкооблицовочные станки. Но вторую половину зала заняли наши станкоторговцы. На стендах фирм "Дуна" и "Спайс" и других можно было увидеть много разнообразного европейского оборудования, в том числе и от фирм, имевших здесь собственные стенды.
  Немецкая экспозиция выставки традиционно была украшена оборудованием фирм, входящих в группы Homag, Weinig и фирмы IMA. Но все-таки основную часть импортного оборудования выставляли наши станкоторговые фирмы. Причем, на одном и том же стенде можно было встретить и китайское, и испанское, и немецкое оборудование. Было и так, что один и тот же станок выставлялся на стенде "родной" фирмы-изготовителя и на стенде нашего станкоторговца, или одновременно на нескольких стендах разных станкоторговцев. Многие потенциальные покупатели в недоумении, вконец запутавшись, метались между такими стендами, пытаясь выяснить, где же все-таки дешевле и выгоднее для них? Были и просто анекдоты: прейскурантная цена станка с завода-изготовителя в Италии оказалась выше, чем того же станка, абсолютно нового, в том же оснащении, уже ввезенного и растаможенно-го – со склада в Москве, но у станкоторговой фирмы, ввозившей его, как оказалось, "по-черному".
  В активном развитии наших станкоторговых фирм нет ничего удивительного. Немногие из наших небогатых покупателей, в особенности периферийных, могут позволить себе интенсивно изучать номенклатуру оборудования, выпускаемого за рубежом, следить за ценами на него, посещать зарубежные выставки и вести диалог с потенциальными зарубежными поставщиками. Да и большинство зарубежных фирм, только недавно убедившихся, что медведи не ходят по улицам Москвы, все еще уверены, что их полным-полно за кольцевой дорогой. Поэтому им выгоднее и безопаснее, пусть и потеряв в стоимости поставляемого оборудования, вести дело с российскими станкоторговыми фирмами, берущими на себя всю ответственность за заказ станков, их хранение на складе, отгрузку, монтаж, наладку, обучение персонала покупателя, гарантийное обслуживание в холодной Сибири и т.д. Беда в том, что многие наши станкоторговые фирмы обычно продают только то, что имеют на складе, о чем знают сами, то, что уже проведено на рынок, и не могут в силу ряда обстоятельств предложить покупателю эффективных альтернативных вариантов оснащения производства. Но будем надеяться, что время равномерно распределит в нашей стране всех изготовителей оборудования между продавцами их продукции, и те, кто еще недостаточно известен на рынке, все же донесут свою информацию до потребителя.
  Жаль только, что среди них скорее всего почти не будет отечественных заводов. Так ли тяжело положение наших станкостроителей, что многие из них не пожелали принять участие в главной выставке? Или им просто нечего показать, не сгорев от стыда "за бесцельно прожитые годы"? Показателем продолжающегося неблагополучия в нашем деревообрабатывающем станкостроении является и то, что большинство наших станкоторговцев не предлагают к продаже отечественное оборудование. Невыгодно им или тоже стыдно?
  Многие заметили, что выставка по сравнению с предыдущими стала меньше. Уменьшилось и количество посетителей, хотя многие участники выставки остались весьма довольны ее результатами. Что это: повысился профессионализм потребителей оборудования, знающих заранее, что им нужно, или снизилась потребность в оборудовании?
  Конечно же, потребность в нем только растет. Снижаются или по крайней мере пока не повышаются возможности потребителей по расширению или оснащению их производств новым оборудованием. Вот поэтому-то на выставке и показывали в основном только то, что уже есть на складе продавца. А перспективное для нас, снятое на пленку где-то на европейской или азиатской фабрике, не надеясь продать "с колес", – только по телевизору или в компьютере. Но не всякий наш покупатель готов войти в контакт с представителем фирмы на стенде, не зная, что и как спросить, как завязать разговор, и боясь попасть впросак. Поэтому от этой выставки у многих ее посетителей, желавших узнать что-то для себя новое, осталось ощущение неудовлетворенности.
  Грех, конечно же, сетовать на малую информативность прошедшей выставки: все основные изготовители, представляющие потенциальный интерес для нашего потребителя, были на ней представлены и предлагали весь спектр своей продукции. Другое дело – наш покупатель воспринимает только ту информацию, которую может "понюхать и пощупать руками", то есть натурные образцы станков. Но "Лесдревмаш" – это не музей, а ярмарка, где в первую очередь пытаются продать свой товар, причем предлагают его только тому, кто может его купить. И было бы странно, если бы настоящий бутик открыли на какой-нибудь подмосковной оптовой барахолке. Покупателей на хороший товар там не найдется. Поэтому и предлагают нам то, что попроще да подешевле. Ведь недаром сказано: по барину и говядина.
  И если наша деревообрабатывающая и мебельная промышленность не будут снова, как в 1973 г., подавать изготовителям оборудования знаков, что намерены наконец начинать развиваться всерьез, то на следующей выставке "Лесдревмаш" вообще не будет показано оборудование, и те из потребителей, кто не станет посещать ее вообще, потеряют немного: телевизоров и компьютеров хватает и в ближайшем к ним радиомагазине. Но это уже не относится к деревообрабатывающему и мебельному производству. 

Вернуться к содержанию
АРХИВ НОМЕРОВ
1999
1
2000
23456
2001
789101112
2002
1314151617[18]
2003
192021222324
2004
252627282930
2005
313233343536
2006
373839404142
2007
43
По рубрикам
Выставки
Дизайн
Интервью
Компания
Комплектующие
Компьютерные технологии
Корпусная мебель
Кухни
Материалы
Мебельные системы
Мебельные университеты
Оборудование и материалы
Полезные мелочи
Представляем марку
Репортаж
Событие
Сотрудничество
Техника и технология
Торговля
Точка зрения
Фурнитура
От редакции
Торговый дом
Создание сайта: Artspace.Ru