На главную 
 О журнале 
 Об издательстве 
 Сотрудничество и реклама 
English Version
 Ноябрь 12 
ТОРГОВЛЯ – "КАМЕНЬ НА ШЕЕ" ПРОИЗВОДИТЕЛЯ
Сергей МОЛЧАНОВ

Если бы еще 15 лет назад руководителю мебельной фабрики сказали, что из-за нерасторопности торговли остановится его производство, он бы долго и от души смеялся. Ведь торговля мебелью всегда была самым безобидным звеном в сложном производственном процессе. Сейчас реализовать продукцию – самая большая головная боль производителей. Вдруг оказалось, что торговля – это сложнейший механизм, системообразующий фактор отрасли, основная цель производства, пускатель и контролер всех новаций. Уже одно то, что мы стали понимать эту аксиому, делает нас "рыночниками".
 

Социализм – "рай" для торговцев

Сергей Молчанов председатель правления СП Furniture Luxe (г.Минск)
Практика советской торговли идеально соответствовала теоретическим постулатам учебника. Госплан и его структуры на местах  планировали потребности населения в разных мебельных изделиях. Делалось это просто – от достигнутого, на несколько процентов больше, чем в прошлом году. Мебельные фабрики четко, на сто процентов, выполняли производственный план и чуть-чуть перевыполняли его, чтобы получить премию. Оптовые склады забирали все, что производили фабрики, так как у них был тот же самый план, и его тоже надо было перевыполнить для собственного стимулирования. И, наконец, мебельные магазины таким же образом торговали с населением. Сбоя в системе торговли  произойти не могло, так как существовали некие внутренние механизмы. Во-первых, вся отечественная мебель была типовой, поэтому выбора у покупателя практически не было: приходилось брать то, что дают. Во-вторых, существовала проблема, гениально озвученная Аркадием Райкиным, – "дефицит". Мебели всегда не хватало, а хорошей, качественной, которую все-таки производили некоторые фабрики, не хватало втройне. В-третьих, импортная мебель – это был престиж и знак принадлежности к святая святых общества. "Румынская стенка" – это как мечта, сказка, песня. Не важно было, что она стоила в несколько раз дороже отечественной. За ней можно было стоять в очередях сутками и месяцами. Помню, в начале 70-х годов венгерский гарнитур столовой, спальни и кабинета "Чаба" стоил столько же, сколько новый автомобиль "Волга". Финансирование торговой системы в случае сбоя или других непредвиденных обстоятельств осуществлялось из государственного резерва; финансирование производства и торговли – это были две разные, не связанные между собой строчки государственного бюджета.
  Главное достижение той системы – все были довольны: производитель, торговец и статистический покупатель. Кроме реального....

"Дикая" торговля начального капитализма

Перестройка и последующее создание 15 отдельных государств развалили всю социалистическую систему производства и торговли. Началась, как ее часто называют, "дикая" торговля. Но не такой уж "дикой" она была на самом деле. Если управление социалистической системой реализации мебели в рамках производства, торговли и потребления осуществлялось извне, с помощью административно-планового давления, то так называемая "дикая" торговля – это первый результат внедрения управления рыночными отношениями в тех же рамках системы, но уже с новыми внутренними механизмами  формирования и удовлетворения потребностей потребителя, интересов производителя, торговца и кооперации – всех этих участников производственно-торговой деятельности. 
  Свобода покупателя в выборе мебели разрушила советскую торговлю до основания. Возникло поколение торговцев, которые стали удовлетворять новые потребности покупателя. Прежде всего, это так называемые "челноки". Кстати, их великая роль в становлении рыночной экономики новых государств требует большого отдельного осмысления. Во-вторых, это большая часть работников советской торговли, принявших правила рынка. В-третьих – люди, которых жизнь просто вынудила заняться торговлей. При этом они торговали всем, что приносило им доход. В-четвертых, это наши друзья из бывшего социалистического лагеря, которым не хотелось терять такой большой рынок, как бывший Советский Союз.
  Система торговли мебелью изменилась кардинально. В первую очередь это коснулось оптовых структур: оптовые мебельные склады практически прекратили существование. Это сказалось на структуре торговли мебелью: серьезных партнеров для отечественных производителей до сих пор нет. Розничная сеть переориентировалась на продажу импортной мебели, имевшей преимущества перед отечественными аналогами по дизайну, качеству, цене. Большое значение для торговли имеет и ответственность поставщика: у нашего производителя, к сожалению, всегда есть масса причин, задерживающих поставку его товара.
  Торговля импортной мебелью положительно повлияла на  внедрение в отечественную практику западных технологий маркетинга и розничной торговли. Расширение торговли привело к следующему шагу – созданию оптовых складов, специализирующихся на  мелкооптовых продажах импортной мебели, материалов и комплектующих.  Возникло понятие торговли по "складской программе". Недалеко было и до следующего шага – развития торговцами собственного производства. И кризис 1998 года серьезно подтолкнул их к этому.

"Базар", "рынок", далее со всеми остановками

Любая страна проходит все этапы формирования рыночных отношений, с теми или иными национальными особенностями. Мы, русские, пробежали этап становления рынка как 100-метровку, за 10 лет, когда многим странам понадобились сотни. Конечно, когда-нибудь это скажется. Но мы уже имеем то, что имеем.
  Итак, в настоящее время торговля мебелью приобретает типичные черты классической  системы торговли в условиях рынка. Как всегда, слепого копирования Запада у нас не получилось: присутствуют и гипермаркеты, как в Центральной Европе, много места уделяется фирменному дизайну производителя, как на итальянском мебельном рынке, на наших строительных рынках, как на базарах Юго-Востока – мебелью торгуют в киосках и т. д. Очень важно, что при этом проявляются и особенности отечественной технологии торговли.
  Крупные оптовые игроки пока не присутствуют на отечественном мебельном рынке. Среди западных – только "ИКЕА", которая активно проводит в рамках СНГ и прибалтийских стран свою фирменную корпоративную политику. Розничная торговля через иностранные гипермаркеты пока еще развита недостаточно: несмотря на то, что в Москве, кроме ее первого магазина в Химках, строится еще несколько, их аналогов в других регионах пока не предвидится. Но фирма ведет агрессивную рекламу, доходящую до каждого потенциального покупателя, и размещает крупные заказы на изготовление мебели на российских и белорусских предприятиях. Кстати, последнее – это единственная для «ИКЕА» существующая на сегодняшний день возможность торговать мебелью средней ценовой категории из-за высоких таможенных пошлин.
  Отечественные мебельные гипермаркеты типа "Гранд", "Три кита" требуют отдельного серьезного анализа – это действительно уникальные торговые предприятия, сформировавшиеся из симбиоза западной торговой технологии маркетинга и отечественной  рыночной технологии использования торговых площадей. Идеология таких гипермаркетов может серьезно поддержать отечественного производителя мебели.
  Важным элементом  системы торговли является сеть магазинов, связанных одним и тем же "брендом". Лично мне это иностранное слово не нравится. Я бы лучше говорил о "Торговом собственном имени". Но суть от этого не меняется. Сеть одноименных магазинов можно классифицировать по размерам. На слуху у всех имена крупной сети: "Крокус", "Фронда", "Феликс", "Аллегро", "Крафт" или другие, имеющие только секции в разных мебельных магазинах. Компании  функционируют по тем же принципам, что и крупные торговые сети. Имя торговой сети свидетельствует о едином собственнике или же о наличии механизма франчайзинга. Именно этим способом пользуется при создании собственной торговой сети ОАО "Мебельная компания "Шатура".
  Отдельных мебельных магазинов в настоящее время великое множество. Те их типы, которые определяют идеологию системы "производство – торговля – покупатель", – это фирменные магазины производителей, салоны-магазины для заказа мебели и дизайн- студии. Именно результаты торговли в этих магазинах формируют подходы производственников к созданию и совершенствованию мебельных изделий. Так, кухонная мебель еще несколько лет назад просто копировалась с итальянских, немецких, французских или скандинавских образцов, а сегодня заметно ее приближение к более конкретным запросам покупателя – большая мобильность проектов и учет реалий советского жилища. Общение с покупателями, дизайнерами, продавцами позволило и нашей фабрике создать и производить кухню "Василисса" (два "с" в названии – старое написание имени), отражающую традиции отечественного дизайна, удовлетворяющую санитарно-гигиеническим, экологическим потребностям покупателей, обладающую современным обликом и функциональностью, заметную на рынке.
  Будущее развитие торговли мебелью кажется безоблачным, но впереди виднеется огромная гора.

Умный в гору не пойдет?

Гора это называется вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО). О том, что это неизбежно, можно не дискутировать. Но это фактор, который кардинально изменит отношения в системе торговли и производства мебели. Ведь будет снято большинство препятствий для экспорта и импорта финансов и товаров.
  Можно рассмотреть три сценария развития событий.
  Оптимистический: поток дешевой импортной мебели распределится по имеющейся торговой сети, тем самым даст толчок к развитию производства и повышению качества в рамках отечественного бизнеса. С другой стороны, наличие более дешевого сырья и дешевой рабочей силы резко увеличит западные заказы мебели на предприятиях и этим привлечет громадные инвестиции. В идеологии покупателя будет доминировать "Покупайте российское".
  Пессимистический: по примеру "ИКЕА" в Россию приходят крупнейшие западные мебельные торговцы, обладающие колоссальными финансовыми возможностями для завоевания рынка, перестраивают под себя торговлю, перепрофилируют мебельные фабрики под перерабатывающее производства, что будет им более выгодно экономически.
  Оптимальный: в формировании новой системы торговли и производства  крайностей не будет. Вопрос состоит в другом: уже сегодня организациям мебельной торговли таким крупным, как "Гранд", и совсем маленьким неизвестным магазинчикам надо садиться, думать и анализировать грядущую ситуацию, поставив во главу угла не личные интересы, а интересы Отечества. 

Вернуться к содержанию
АРХИВ НОМЕРОВ
1999
1
2000
23456
2001
7891011[12]
2002
131415161718
2003
192021222324
2004
252627282930
2005
313233343536
2006
373839404142
2007
43
По рубрикам
Выставки
Дизайн
Интервью
Компания
Комплектующие
Компьютерные технологии
Корпусная мебель
Кухни
Материалы
Мебельные системы
Мебельные университеты
Оборудование и материалы
Полезные мелочи
Представляем марку
Репортаж
Событие
Сотрудничество
Техника и технология
Торговля
Точка зрения
Фурнитура
От редакции
Торговый дом
Создание сайта: Artspace.Ru