На главную 
 О журнале 
 Об издательстве 
 Сотрудничество и реклама 
English Version
 Июль 10 
В КАПУСТЕ КАДРЫ НЕ НАЙТИ, ИХ НУЖНО ВЫРАСТИТЬ
Дмитрий ГЕРАСИМОВ

Ставший уже банальным сталинский лозунг первых пятилеток: "Кадры решают все!" еще долго будет заголовком многих сегодняшних публикаций. Но бессмертны и слова Ходжи Насреддина: сколько ни повторяй "халва", а во рту слаще не станет! Не нужно днем зажигать факелы, лампы Аладдина, включать сразу все осветительные приборы или обращаться в кадровые агентства, чтобы убедиться в отсутствии тех, кто по-прежнему решает пусть и не всё, но очень многое.
 

Что творится на кадровом поприще?

Истоки кадровой проблемы лежат в теперь уже далеких 60-х. Формально, страна всегда нуждалась в квалифицированных кадрах, и гигантская образовательная система из ПТУ, техникумов и вузов ежегодно готовила многие тысячи рабочих, техников и инженеров. Все они получали очень хорошие теоретические знания. Пробелы должны были восполняться уже на производстве за счет восприятия накопленного опыта, передаваемого старшими коллегами. Но мог ли инженер-самоучка на какой-нибудь периферийной мебельной фабрике, оснащенной еще дедовским оборудованием, сообщить молодому специалисту какие-нибудь откровения в области технологии, приемов обработки и управления производством? Политическое руководство страны никогда не было заинтересовано в процветании интеллигенции, и зарплата опытного инженера часто была меньше, чем у молодого рабочего. Профессия инженера постоянно теряла престиж, и конкуренция на этом поприще постепенно угасала. Инженер не был заинтересован в карьере и переставал обращать внимание на свой профессиональный рост. Тем более, что и учиться-то ему было практически негде: институтов повышения квалификации кадров на всех не хватало. Дети стали стыдиться, что отец – простой инженер, и их поступление в вуз часто становилось лишь формой уклонения от службы в Советской Армии.
  В результате, к концу 80-х годов в деревообрабатывающей отрасли стал ощущаться острый недостаток квалифицированных специалистов. Развал промышленности 90-х чуть-чуть скрыл остроту проблемы временным падением спроса на кадры, но тогда же многие лучшие работники ушли в свой бизнес, на пенсию или в небытие. Сегодня помочь молодежи некому. Преемственность поколений утрачена. Новые мебельные производства, организованные за последний десяток лет молодыми предпринимателями, практически не имеют конструкторов и технологов, опытных в профессиональном отношении.

Кого мы ищем?

  Официальной статистики о потребности отрасли в специалистах нет. Но любой разговор с владельцем или руководителем мебельного предприятия заканчивается вопросом: "нельзя ли найти хорошего начальника производства, проектировщика или технолога?"
  Как это ни странно, но сейчас почти нет потребности в дизайнерах. Главный мебельный каталог страны "Я выбираю мебель" всегда под рукой у всех, и в нем можно подобрать любое изделие, на любой вкус и технологические возможности своего производства. Проблемы начинаются, когда нужно из красивой цветной картинки сделать добротные чертежи, пригодные для изготовления мебели. Ни одно учебное заведение в стране никогда не готовило конструкторов-мебельщиков. Даже знаменитая "Строгановка", выпуская в жизнь дизайнеров-мебельщиков, не давала им достаточно знаний в области грамотной разработки чертежей изделий. Собственно обучение в этой области начиналось в конструкторских бюро "бригадным методом", когда старшие товарищи учили молодого коллегу правильно конструировать узлы и изделие в целом, чтобы оно не развалилось под воздействием первых же нагрузок. Сегодня ни одного активно действующего КБ не осталось, и проблема поиска подготовленного конструктора стала почти неразрешимой. А от него изначально зависит внешний вид изделия, то есть привлекательность продукции для потребителя, расход материалов, технологичность изделия, количество дорогой фурнитуры, комплектующих и многое другое, что напрямую определяет себестоимость продукции. Получить даже начальные знания конструктору не поможет ни одна компьютерная программа, так как любая из них – всего лишь инструмент, а не справочник. Кстати, все, кто проектирует мебель с использованием компьютера, – самоучки, а учебников для конструкторов-мебельщиков нет, и не было никогда. Вот поэтому-то и покупают наши мебельщики зарубежные образцы, чтобы "раздербанить" их и создать на основе бренных останков свой собственный мебельный шедевр. Но это не может продолжаться вечно и пора учить своих разработчиков, не жалея средств на их подготовку.
  Казалось бы парадокс, но на новых мебельных предприятиях с техническим руководством производства очень часто хорошо справляются бывшие инженеры-электронщики, строители, авиаторы и отставные офицеры других родов войск, что лишний раз доказывает преимущества нашей образовательной системы, готовящей универсальных специалистов широкого профиля. Это от них пошло "шпонирование", "форматно-раскроечный станок", "пильный центр", "кашират" и другие перлы. Ведь учебников, описывающих действительно современные технологии и оборудование мебельного производства, за последние пятнадцать лет написано не было, и нынешнее поколение самоучек получает свое образование чаще всего в представительствах инофирм и на выставочных стендах. Но непрофессионализм допустим только до определенного предела. Когда в производстве применяют сложные многоступенчатые технологии: обработка массивной древесины, отделка, подготовка и заточка дереворежущего инструмента и т. п., то есть там, где требуются хорошие знания, – нужны настоящие специалисты. Но взять опытных профессионалов уже негде, и настала пора готовить собственные кадры.

Кто день грядущий нам готовит?

  При появлении потребности в специалистах первым порывом у "продвинутых" является их поиск в Интернете. Когда он не дает результата, возникает мысль быстренько сгонять в ближайший "лестех", чтобы подобрать там молодого выпускника, который и станет панацеей для производства. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что студент ныне "не тот", опыта не имеет, работать не хочет, не умеет, да и из тех, кто есть, лучшие уже давно разобраны. Начинается обзор ретроспективы с поиском выпускников прошлых лет, закрепившихся в отрасли, и их переманивание у друзей и конкурентов.
  Но какой контингент специалистов готовят для отрасли наши учебные заведения? С уверенностью можно сказать: совсем не тот, какого ждут предприятия! То, что называлось раньше ПТУ, сегодня должно предложить рабочего, способного налаживать и самостоятельно эксплуатировать современные станки, оснащенные электроникой, производить их текущий ремонт, знающего особенности современных материалов, применяемых в мебельном производстве, основы современной технологии. От выпускника бывшего техникума (ныне – колледж) ожидается практическое знание основ управления участками производства, знание практической технологии и режимов обработки современных материалов, программирования систем управления станков и линий, умение налаживать, правильно эксплуатировать и ремонтировать оборудование. Инженер, окончивший вуз, должен знать конструкции изделий, разбираться в технологии производства, владеть практикой управления предприятием, системой сбыта продукции и экономикой производства. Но действующие программы обучения, хотя бы и несколько модернизированные, все равно предлагают нам столяра-краснодеревщика, владеющего рубанком, стамеской и хорошо управляющего от силы рейсмусовым станком, выпускника колледжа, не умеющего отличить "постформинг" от "софтформинга", и инженера, видевшего обрабатывающий центр в лучшем случае на выставке.

What to do?

Понятно, что все эти трудности сегодня объективны: где учебным заведениям взять современную техническую базу, когда и успешные предприятия не могут себе позволить оснащения современным оборудованием?! И соблазн удариться в теорию из-за отсутствия практических возможностей перевешивает. Все наши институты вдруг в одночасье превратились в университеты. Но в Европе «институт» имеет всего двухлетний срок обучения, из которого половина – практика работы в области технологии и оборудования. В результате получается специалист, готовый выполнять производственные обязанности после весьма короткого срока адаптации. Думается, что и мы будем вынуждены скоро прийти к аналогичной форме ускоренной подготовки персонала в колледжах и университетах на коммерческой основе, сократив объем преподавания общеобразовательных и общественных дисциплин или вовсе исключив некоторые из них. Предприятия уже давно готовы платить за обучение своих специалистов, но только в той его части, которая будет полезна конкретному производству. Обучение руководителя участка раскроя истории общества, основам ядерной физики и теории механизмов машин у него интереса не вызовет.
  Современную техническую базу для конкретного обучения готовы предоставить заинтересованные в продвижении своей продукции отечественные фирмы, поставляющие на рынок технологию (материалы, комплектующие) и оборудование, – так же, как это делают все крупные фирмы в Европе. Многие из наших фирм уже имеют демонстрационные залы, проводят обучение кадров своих заказчиков и накопили существенный опыт.
  Для организации новой системы обучения нужно объединить усилия государственных учебных заведений и коммерческих структур и узаконить новые формы их совместной деятельности. И здесь открываются широкие возможности для инициативы министерства, ведающего состоянием промышленности и науки, государственного центра, помогающего развитию лесопромышленного комплекса, и ассоциаций, объединяющих наших мебельщиков. Другого пути нет. Специалисты – не дети, их не находят в капусте. Их выращивают. Но решения должны быть найдены быстро, пока еще остались те, кто сможет научить.

Вернуться к содержанию
АРХИВ НОМЕРОВ
1999
1
2000
23456
2001
789[10]1112
2002
131415161718
2003
192021222324
2004
252627282930
2005
313233343536
2006
373839404142
2007
434445
По рубрикам
Выставки
Дизайн
Интервью
Компания
Комплектующие
Компьютерные технологии
Корпусная мебель
Кухни
Материалы
Мебельные системы
Мебельные университеты
Оборудование и материалы
Полезные мелочи
Представляем марку
Репортаж
Событие
Сотрудничество
Техника и технология
Торговля
Точка зрения
Фурнитура
От редакции
Группа компаний "РУССКИЙ ЛАМИНАТ"
Создание сайта: Artspace.Ru