На главную 
 О журнале 
 Об издательстве 
 Сотрудничество и реклама 
 Наши партнеры 
English Version
 Июль 10 
НЕ СЛОВОМ, НО ДЕЛОМ
Беседу вел Дмитрий РОМАШКЕВИЧ

Московский лесотехнический институт, а ныне Московский государственный Университет леса (МГУЛ), основан в 1919 году и заслуженно гордится  многими своими выпускниками. Однако в последние годы оказалось, что практически во всех отраслях деревообработки, в том числе и в мебельной промышленности, ощущается острый дефицит кадров. О том, как решается эта проблема в Университете леса, мы попросили рассказать доктора технических наук, профессора кафедры Технологий изделий из древесины МГУЛ Бориса Матвеевича Рыбина.
 

МО: Борис Матвеевич, сколько сегодня студентов учатся в вашем университете?
Б. Р.: Ежегодный план приема на очную форму обучения – 800 человек. На специальность технологов по деревообработке мы принимаем 100 человек, на специальность механиков – 40 и на специализацию автоматизации производств деревообработки – 20. Другие студенты учатся на факультетах электроники и системотехники (ФЭСТ), экономических и внешних связей (ФэиВС), лесном факультете (ЛФ) и др. Основное же внимание на факультете механической и химической технологии древесины (МХТД) уделяется технологам, поскольку на сегодняшний день именно эта профессия наиболее востребована в технологии деревообработки.
 
МО: Сегодня много говорится о качестве образовательного процесса. Соответствует ли учебная программа университета леса реальным запросам мебельных предприятий?
Б. Р.: Вы затронули очень болезненную тему. По каждой специальности Министерство образования России предлагает внести в государственный образовательный стандарт определенный перечень дисциплин и количество часов, отводимых на их преподавание. В государственном стандарте образования появилась масса общеобразовательных, гуманитарных дисциплин, соответственно сократилось время на изучение общеинженерного, профессионального цикла. Если раньше студенты учились 162 недели в год, то теперь 150 недель. Лекционные курсы сокращаются, а лекция в современных российских условиях – единственная замена недостающим учебникам. В результате поступают жалобы, что ваш выпускник недостаточно ориентируется в некоторых тонкостях деревообработки. Но в условиях элементарной нехватки времени нам, простите, не до тонкостей... Хотя мы стараемся продвигать новые программы, дисциплины, отслеживаем новую учебную литературу; стараемся давать студентам максимальные знания.

МО: Почему многие выпускники не идут работать по специальности?
Б. Р.: Во-первых, из-за урезанного профессионального блока.  Но это не главное. Мебельные предприятия неохотно берут студентов на прохождение практики. По-хорошему, должно быть несколько практик. Первая – по окончании первого курса. Это своего рода экскурсия на мебельные и деревообрабатывающие производства. Студенту дается возможность сориентироваться: правильно ли он выбрал будущую профессию. Вторая практика – по видам производства – должна проводиться после третьего курса. Ребята работают на производстве, выполняют не самые сложные задания, но при этом познают азы деревообрабатывающей индустрии. На последней, четвертой, практике студент работает рабочим и вплотную соприкасается с мебельным или деревообрабатывающим производством.
  Но это в идеале, на деле же сроки производственных практик сокращены. Мы стараемся  изменить эту ситуацию: ведем переговоры со многими мебельными предприятиями о прохождении практики на базе их производств. Помимо этого, в нашем университете есть новая дисциплина – мастерские, где ребята (без отрыва от учебного процесса) получают необходимые знания и навыки работы с ручным инструментом по древесине, позиционным деревообрабатывающем оборудовании.
 
МО: Принимает ли университет заказы от предприятий на подготовку специалистов, обладающих набором знаний, действительно необходимых этому конкретному производству? Какова стоимость подобной услуги?
Б. Р.: Мы принимаем заказы на подготовку специалистов. Например, известное предприятие "Электрогорскмебель" направило на обучение по контракту в наш университет студентов на различные специальности. Есть и другие случаи размещения подобных заказов. Студенты учатся на основе контрактной системы подготовки.
 
МО: Нельзя ли сократить срок обучения  за счет резкого снижения объема общеобразовательных и общественных дисциплин, уделив основное внимание практике работы по специальности?
Б. Р.: В современной ситуации это просто нереально. Министерство образования очень жестко контролирует образовательный процесс. Любое несовпадение учебной программы с учебным планом влечет за собой очень жесткие санкции, вплоть до отзыва лицензии на право преподавания. Так что здесь мы бессильны.
 
МО: Качество обучения в первую очередь зависит от уровня преподавания. Как ведется подготовка преподавательских кадров? Есть ли среди них молодежь?
Б. Р.: В нашем университете есть факультет повышения квалификации, где преподаватель может повысить свой профессиональный уровень. И не просто может, а должен. Ученый совет университета леса постановил, что в течение пяти лет каждый преподаватель должен пройти курсы повышения квалификации. Что касается молодежи, то с этим очень трудно. Ставка ассистента – 400 рублей, так что комментарии, думаю, излишни.
 
МО: Привлекаются ли для преподавания специалисты с производства?
Б. Р.: Мы стараемся изо всех сил, но работающий на производстве человек не пойдет читать лекции и вести практические и лабораторные занятия за столь смехотворные деньги. Хотя есть энтузиасты, которые соглашаются преподавать.
 
МО: Ведет ли университет леса переподготовку уже занятых в промышленности кадров, в том числе направленное обучение по новым специальностям тех лиц, у которых есть высшее образование?
Б. Р.: Чтобы повысить квалификацию уже работающего человека, надо знать все тонкости того или иного производства, современный рынок оборудования, материалов. Но за последние годы в Россию поступило столько оборудования, материалов и пр., что знать всё практически невозможно. Министерства образования и экономики нам не помогают, а самим очень трудно. Характеристики на производственную технику или материалы достать практически невозможно.
  Преподавателей необходимо стажировать на современных производствах, а лучше за границей. Но Министерство образования и так еле-еле сводит концы с концами, так что речь об этом пока не идет. Но хочется верить, что государство не на словах, а на деле повернется к образованию лицом, будет помогать во многих наших начинаниях. Не словом, но делом.

Вернуться к содержанию
АРХИВ НОМЕРОВ
1999
1
2000
23456
2001
789[10]1112
2002
131415161718
2003
192021222324
2004
252627282930
2005
313233343536
2006
373839404142
2007
434445464748
2008
495051525354
2009
555657585960
2010
616263646566
2011
676869707172
2012
737475
По рубрикам
Выставки
Дизайн
Интервью
Компания
Комплектующие
Компьютерные технологии
Корпусная мебель
Кухни
Материалы
Мебельные системы
Мебельные университеты
Оборудование и материалы
Полезные мелочи
Представляем марку
Репортаж
Событие
Сотрудничество
Техника и технология
Торговля
Точка зрения
Фурнитура
От редакции