На главную 
 О журнале 
 Об издательстве 
 Сотрудничество и реклама 
English Version
 Март 8 
МЕККА ДЛЯ ДЕРЕВООБРАБОТЧИКОВ
Геннадий СОБОЛЕВ

У нас говорят: "если тебя нет на выставке, значит, ты умер". Я с этим согласен. Конечно, любая выставка – это место встреч, контактов. Но Ligna – настоящая Мекка для деревообработчиков.
 

  Впервые я попал на Ligna в 1989 году. Это было откровение. Институт мебели, в котором я тогда работал заместителем директора по научной работе, формировал основные направления развития мебельной промышленности. Мы базировались главным образом на собственных исследованиях технологий, материалов и готовых изделий. Не отстать от развития мебельной промышленности за рубежом нам помогали многочисленные иностранные журналы и редкие поездки наших специалистов за рубеж. Процентов на 80–90 это удавалось, если судить по тому, как сейчас развивается мебельная промышленность России. Наша отрасль не была обделена вниманием, поскольку товарам для народа всегда давали зеленый свет. Каждую пятилетку выделялись валютные средства на обновление парка оборудования, закупались заводы по производству ДСП, целые линии для мебельных комбинатов, линии по обработке кромок и т. д. У фирмы Homag, например, Россия покупала на пятилетку 60–80 линий.  СССР как покупатель был вне конкуренции.
  По уровню технологий мы были в то время едва ли не на европейском уровне. С готовой продукцией дело обстояло иначе.  Задача была другая – дать народу как можно больше простой, дешевой мебели. Когда я впервые попал на эту выставку, как будто почувствовал, что от меня очень долго скрывали  профессиональные секреты. Многие технические задачи, над которыми бились наши отечественные Кулибины, были давно решены.
  После этой поездки я написал небольшую книгу страниц  на 60–80, где подробно описал все, что увидел в эти дни. Информация оказалась весьма полезной и вызвала интерес к выставке в целом. С тех пор я на выставках Ligna был шесть раз, то есть не пропустил ни одной.
  В 1993 году Ligna пригласила Россию на выставку в качестве партнера. Нам присвоили этот почетный статус не столько в память о золотых временах, сколько в надежде на будущее. Ведь наша страна была и остается лесной державой. Можно расценивать это и как жест поддержки и надежды на продолжение контактов. Партнерами на Ligna в дальнейшем были Китай, Бразилия, Финляндия. Что дает этот статус стране? Россия в 1993 году получила 1000 м2 бесплатных площадей. Организатором российского раздела был Рослеспром. Представлены были в основном институты со своими разработками. К ним, конечно, проявляли интерес, но больше как к новому явлению на Западе. Состоялись и кое-какие переговоры, но экономического результата эта выставка не дала. И не могла дать, поскольку Западу в то время трудно было найти реального партнера в России. С кем, собственно, переговоры-то вести? Сначала был Рослеспром, потом появился департамент, другие структуры. Западный круг мебельщиков консервативен. Новичков внимательно прощупывают. Надо появляться, беседовать, приглашать к себе. Только так появляется доверие.
  В 1995 и 1997 годах Россию представляли отдельные предприятия. В 1995 году на выставке были некоторые машиностроительные заводы. Например, Ставропольский. Он привез свои станки, которые были куплены, поскольку дешевые. Завод, конечно, представлял себя, а не Россию, впрочем это и не принято. Стенды группируют в основном по специализации.  В павильоне, где экспонируется лесозаготовительная техника, вы не увидите станка для производства мебели. Вниманию посетителей предлагают высокоавтоматизированное технологическое оборудование для производства мебели. В других павильонах – ручное, механизированное или полуавтоматическое для мастерских и малых предприятий.
  Конечно, доминируют на выставке Германия и Италия. Есть свои лидеры в каждой конкретной области. Скажем, в производстве мебели из массива – это продольно-строгальные четырехсторонние станки фирмы "Михаэль Вайниг" из Германии. Такими станками оснащаются серьезные предприятия в Италии и Германии. Среди обрабатывающих центров можно выделить итальянский "Ровер" фирмы Biesse – прекрасный станок, который охотно закупается в России и других странах. То есть в каждом из подразделов оборудования есть свои весовые категории и в них лидеры.
  В 1997 году мы подготовили стенд под маркой Рослеспрома и Института мебели. Площади нам выделили бесплатно, в виде исключения. Выставочная компания "Дойче Мессе" и Ассоциация производителей деревообрабатывающего оборудования Германии  очень бережно относятся к российским экспонентам и посетителям, особенно Ирина Вайссхаар, глава представительства "Дойче Мессе" в СНГ. На Ligna всегда едешь с удовольствием, потому что всегда встречаешь понимание и доброжелательное отношение организаторов. С 1999 года при активном содействии Рестэка наше участие в ганноверской выставке стало принимать плановый характер.
  В принципе Ligna – это машиностроительная выставка, а LIGNA plus – это машиностроение плюс материалы, которые применяются на этих машинах для получения продукции (древесина, клей, лак и проч.). Таким образом, клеевые и лакокрасочные фирмы тоже участвуют в работе выставки.
  В этом году российские стенды займут в Ганновере более 500 м2 выставочных площадей. Рестэк получит около 380 м2. Будут представлены и компании, которые подали индивидуальные заявки. Это "Евроойл", "Салотти", "Череповецлес", "Дакт". На экспозиции по лесному хозяйству на открытой территории компания "Гравитон" выставит свое оборудование для распиловки. В основном же российские фирмы будут предлагать древесные материалы – пиломатериалы, фанеру и изделия из фанеры, детали для мебели. Все это востребовано на Западе. На выставке в Кельне, например, Череповецкий фанерно-мебельный комбинат продал партию своего товара не иначе как в Австралию.
  У нас все частные компании едут за свой счет. Никакой государственной поддержки не существует. Это относится к отрасли в целом. Если в международной практике минимум 50 % выставочных издержек экспортерам оплачивает государство, то у нас политики поддержки экспортера нет.
  Технологическое обновление мебельной индустрии сегодня тоже идет за счет средств самих предприятий. В мебельной промышленности, несмотря на волну банкротств, инициированных два года назад, лидеры отрасли – "Шатура", "Электрогорск-мебель", "СевЗапМебель", "Миассмебель", "Интерьер" выжили. Модернизацией производства они занимаются сами.
  Возвращаясь к Ligna, заметим, что выставка великолепно организована. Вплоть до того, что билет на выставку служит проездным билетом на городском общественном транспорте в пределах Ганновера. Огромные выставочные площади  разбросаны по живописной территории, где павильоны и открытые экспозиции чередуются с зонами отдыха. Очень хорошие условия для журналистов. Предусмотрено практически все, включая бесплатное пользование интернет-залом. Организаторы не жалеют сил, чтобы привлечь и участников, и посетителей. И стоимость площадей, кстати, дешевле, чем на наших выставках.
  Западная система организации выставок вообще в корне отличается от нашей. В Германии, скажем, есть выставочная компания "Дойче Мессе" и есть Союз машиностроителей Германии. Так вот, Союз является основным устроителем. Он дает заявку, рассылает приглашения профильным ассоциациям в зарубежные страны. В России все выглядит иначе. У нас есть две крупные ассоциации: "Мебельщики России" и  Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России. Простой пример. В ноябре прошлого года на выставке "Мебель" aссоциация "Мебельщики России" была в числе устроителей. По моим подсчетам она имела всего около 10 % площадей. Все остальное отдали Китаю, Италии и другим странам. Я не против, но Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, которая объединяет более пятидесяти предприятий и более 50 %  мебели в России, вообще не получила никаких площадей – не дали! Вот так Экспоцентр распределяет площади. А в Сокольниках в прошлом году aссоциация получила 5–7 % площадей. В этом году и того меньше. Выставочные компании диктуют свои условия, не считаясь с профильными отраслевыми объединениями. Из года в год количество желающих побывать на ганноверской выставке растет. Надо готовиться к ней заранее. Уже сегодня надо было бы поместить несколько статей в зарубежной прессе о том, что на выставке будет представлен российский раздел, что приедут такие-то компании, предложат такую-то продукцию. Пока все встречи покупателя с продавцом во многом  случайны.
  Я бы порекомендовал всем, кто связан с деревообработкой, мебельной промышленностью, просто побывать там, посмотреть, насколько наш уровень технологий, оснащения производства соответствует европейскому, поискать партнеров, предложить свою продукцию.  

Вернуться к содержанию
АРХИВ НОМЕРОВ
1999
1
2000
23456
2001
7[8]9101112
2002
131415161718
2003
192021222324
2004
252627282930
2005
313233343536
2006
373839404142
2007
434445
По рубрикам
Выставки
Дизайн
Интервью
Компания
Комплектующие
Компьютерные технологии
Корпусная мебель
Кухни
Материалы
Мебельные системы
Мебельные университеты
Оборудование и материалы
Полезные мелочи
Представляем марку
Репортаж
Событие
Сотрудничество
Техника и технология
Торговля
Точка зрения
Фурнитура
От редакции
Группа компаний "РУССКИЙ ЛАМИНАТ"
Создание сайта: Artspace.Ru