На главную 
 О журнале 
 Об издательстве 
 Сотрудничество и реклама 
 Наши партнеры 
English Version
 Сентябрь 23 
«РУССКИЙ ДИЗАЙН» – РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ МИФ?
Александр ГУРЕВИЧ

О дизайне в мебели принялись вдруг говорить все. Чтобы убедиться в этом, достаточно раскрыть наугад любой популярный мебельный журнал. Всякий, мало-мальски знакомый со словом «дизайн», считает своим долгом высказаться на эту тему.
 

  Я не имею в виду действительно признанных специалистов по проблемам дизайна, таких, как профессор Ю. В. Случевский, доктор М. Т. Майстровская из «Строгановки». Они готовят студентов, и им, что называется, сам Бог велел. Я говорю о тех, чье понятие «дизайн» довольно далеко от общепринятого значения этого термина.
  Советский энциклопедический словарь дает следующее его определение: «Дизайн (от англ. design. – замысел, проект, чертеж, рисунок) – термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей своей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. В узком смысле дизайн – художественное конструирование.» Отсюда, дизайнер – это специалист, деятельность которого происходит в такой существенной для человека и общества сфере, как создание предметно-пространственной среды. Это предъявляет к нему ряд специальных требований: он должен уметь формулировать, оперативно уточнять и применять цели и задачи проектирования, прогнозировать последствия его результатов, принимать решения с учетом этих прогнозов.
  Современный дизайнер, в том числе и дизайнер-мебельщик, не может работать без глубокого знания экономики производства, потребления, материалов, технологии и т.п. Сотрудничество дизайнера с технологами, экономистами, социологами и другими «смежными» специалистами требует от него хорошего понимания их профессионального языка. В свою очередь, творческая работа дизайнера вплотную зависит и от свойств известных материалов, которые могут быть применены для изготовления данного вида изделий, от существующих технологий, их уровня, и от возможностей развития предприятия. Ведь область конкретной деятельности дизайнера – именно промышленное производство.
  Можно ли назвать дизайнерами в современном понимании, к примеру, русских архитекторов Воронихина или Росси? Ведь они тоже проектировали мебель. Думаю, что нет. Их творческая инициатива воплощалась в гениальных, но штучных изделиях. Они могли повторять отдельные элементы, конструктивные или художественные находки и в других своих изделиях. Иначе мы не могли бы теперь говорить о стиле Воронихина или стиле Росси, но тем не менее их деятельность была штучная.
  А вот продукцию фирмы «Тонет» можно вполне назвать дизайнерской. Ее изделия тесно связаны с промышленным производством, они и появились только благодаря новым техническим и технологическим возможностям обработки древесины, позволившим выпускать тысячи высококачественных изделий.

  К сожалению, сейчас термины «дизайн», «дизайнерский» стали расхожими. Их часто употребляют теперь, не вкладывая в них основополагающего смысла. «Дизайном» называют, к примеру, рисунки текстурных бумаг, обоев, тканей. Хотя более разумно и правильно было бы называть их рисунками, текстурами и т.д. Режет ухо и фраза вроде «наши пластики выпускаются в различных дизайнах». Веками существовавшее понятие «архитектурный проект интерьера» стало теперь почему-то называться «дизайн-проектом», а обычному продавцу мебельного магазина, только недавно обученному работе с компьютерной программой для виртуальной расстановки мебели в помещении,  тоже присвоили ничем не заслуженное им звание «дизайнера». Происходит это не только потому, что многим просто понравилось слово, несущее оттенок загадочности, действительный смысл которого понятен не всем. Понимание роли и значения дизайна в создании предметной среды все больше входит в сознание потребителей, в том числе и мебели. Хотя в ряде случаев грамотная, профессиональная разработка и может привести к желаемому результату с наименьшими финансовыми и техническими затратами, тем не менее дизайн не является панацеей от всех наших бед и тем более не решает проблем низкого качества изготовления изделий. Даже самая прекрасная дизайнерская разработка может быть сведена на нет плохими материалами, устаревшей технологией производства, нерадивостью персонала предприятия.
  Огромная конкуренция на мебельном рынке вынуждает производителей искать новые решения, в том числе и в области дизайна. На волне возрождающегося национального самосознания появляются «инновационные» и «спасительные» идеи, такие, к примеру, как создание «нашего», «русского дизайна», хотя в таком контексте его уместнее было бы назвать все же «русским художественным конструированием».
  Здесь мы подошли к очень важной, но достаточно скользкой проблеме. Идеи национального, «своего», «родного» многими людьми воспринимаются весьма эмоционально, и даже болезненно.

  Не боясь вызвать гнев сторонников национальной идеи, скажу, что русская культура, в частности, и архитектура, как ее часть, и производство мебели, на протяжении тысячи лет были у нас эпигонскими, подверженными сильному влиянию в первую очередь Запада, а не только Востока. Я не касаюсь музыки, а также народных промыслов, хотя и здесь не обошлось без чужих влияний ...
  С момента принятия христианства в 998 году культура и архитектура Руси и России находилась под влиянием Византии и Греции, а с конца XVII века – под влиянием Западной Европы. Петр Великий насильственно насаждал ее эстетические эталоны в культуру России. И архитектура дворцов, и их оборудование копировались с западных образцов. Кстати, даже наша святыня – Кремль, построен по итальянскому образцу, по проекту итальянских архитекторов.
  Правда, колоссальный творческий потенциал национальной культуры перерабатывал идеи, полученные извне, ассимилировал их, приближал к нашим условиям жизни, к нашему менталитету. Так появились русское барокко, русский ампир, и другие национальные стилевые направления, в основе которых все же лежат европейские корни.
  Но было бы ошибочным отрицать и влияние нашей культуры на общемировую. Прежде всего это касается искусства начала ХХ века. Советский конструктивизм в архитектуре и мебели, возникший на волне революционных преобразований, оказал огромное влияние на мировую культуру.

  И тем не менее, может ли существовать именно «русский дизайн»? Если да, то в чем это должно проявляться? Поскольку искусство дизайна тесно связано с производством, техника и технология которого не имеют границ, оно также должно быть интернационально. Почти все мебельные производства оснащены однотипным, а иногда и вообще одинаковым оборудованием. То же касается материалов, фурнитуры, комплектующих.
  Следовательно, возможности дизайнера по созданию чего-то совсем нового, работающего в однотипных условиях с другими, сильно ограничены. Не случайно прорывы в дизайне всегда были связаны с появлением новых материалов, технологий или с какими-то социальными потрясениями и преобразованиями.
  Кроме того, общая тенденция к выравниванию уровня жизни в различных странах, приведшая его к определенному эталону, стереотипность производственной деятельности приводят к тому, что и образность изделий одного назначения тоже нивелируется. Особенно это проявляется в дизайне офисной мебели: и европеец, и африканец, и азиат, и американец работают за одними и теми же компьютерами и рабочими столами, выполняют одни и те же операции, где требования к эргономике одни и те же. Следовательно, и дизайн изделий будет практически одним и тем же. Различия могут быть разве что в некоторых размерных параметрах. Например, высота столов рабочих и стульев или кресел у скандинавов и японцев могут сильно отличаться лишь потому, что средний скандинав по росту выше среднего японца.
  В дизайне бытовой предметной среды возможностей проявить свою индивидуальность для дизайнера значительно больше. Здесь могут накладываться (и это имеет место) национальные черты, характеризующие быт той или иной страны, но для России, в отличие от многих других стран, как в государстве особенно многонациональном, создание единого стилевого направления в единой национальной форме просто невозможно. Подобные идеи уже терпели фиаско в Советском Союзе. Как можно было объединить эстетику жизни, например, эстонца и узбека? Да и сейчас, в стране, имеющей сотни национальных культур, сделать это немыслимо.
  Те же проблемы создания единой общенациональной культуры мы видим и в других странах, даже в более компактных, население которых более однородно по национальному составу. Например, в Италии или Германии, с ее землями и городами-государствами, часто наблюдаются кардинальные отличия в предпочтениях людей, живущих в ней не только на Западе и Востоке, но и на Севере и Юге.
  Попытки создать «русский дизайн» тут же повлекут за собой создание «татарского», «мордовского», «якутского» и Бог еще знает какого. Пусть, но проявляться они будут в образном решении изделий, в применении элементов национальной орнаментики, в характерной цветовой гамме. Но это будет входить в противоречие с международной модой на цвет или форму, законодателями которой на сегодняшний день являются Кёльнская, Миланская и несколько в меньшей степени – Парижская мебельные выставки.
  Еще в советское время были сделаны многочисленные попытки использования в бытовой мебели элементов народного декоративного искусства – роспись по дереву (Палех, Хохлома, Городец и т.д.), чеканку, керамику. Но дальше образцов, во многих случаях весьма удачных, дело не пошло. Уже потому, что это входило в противоречие с принципом промышленного производства. Изделия должны были сразу же становиться предметами декоративно-прикладного искусства, штучными. Но Палех, и Хохлома, и Жостово хороши, когда каждый их рисунок индивидуален. Печатный станок их просто убивает, обесценивает. Но и сочетание этих росписей ручной работы с промышленно изготовленными деталями фасада было бы чудовищным.

  Но все же, влияние национальных культур на организацию предметной среды отрицать нельзя. Оно будет все чаще проявляться в цветовых предпочтениях, орнаментах, архитектуре изделий, но все равно в основе будут лежать интернациональные решения. Просто, если в планетарном масштабе мы можем говорить о национальных особенностях дизайна каждой страны, то в России по аналогии, в таком случае должны будем говорить о национальных особенностях каждой народности, населяющей страну.
  Но как все же хочется некоторым иметь это самое свое, родное, собственное, квасное, отличающее нас от других, и в то же время характерное для всей страны.
  Мы установили, что на национальной основе дизайнерского направления не создать, это бесперспективно. На основе новейших технологий или материалов – тоже не проходит, социальные преобразования наоборот интегрируют нас в общую социально-экономическую структуру, лишают нас социалистической самобытности, которой мы еще так недавно гордились.
  Тем не менее, у нашего многонационального народа есть много общего – к сожалению, отрицательного. Низкий уровень технологии и оборудования, низкое качество материалов, низкий уровень жизни и плохие жилищно-бытовые условия.
  Но и в этих условиях народ желает жить красиво и удобно. Голь на выдумку хитра, говорит народная мудрость. Отечественные дизайнеры, работавшие на промышленность, весьма ограниченную во всем, были вынуждены искать нестандартные решения, мобилизовывать свои скрытые творческие резервы. Развитие отечественного дизайна шло по линии создания интересных технических решений малыми средствами. Ограниченные площади советских квартир, которые будут существовать еще долго, требовали новых подходов к конструкции мебели – появилось много трансформируемых, многофункциональных изделий. Образность изделий помогала устаревшей технологии с ограниченной потенцией создавать новое. Расширялся ассортимент.
  Это наглядно показывали проводившиеся в 70–80 годах конкурсы лучших образцов мебели. Кстати, и принципы оценки уровня изделий отличались от нынешних. Изделия не сравнивались с зарубежными аналогами, а сравнивались между собой, выявлялось, сумел ли дизайнер создать шедевр из того минимума возможностей, который могло предложить ему ограниченное во всем производство?
  Реалии нашей жизни создали тогда самобытный дизайн, отвечавший нашим условиям жизни, нашему менталитету. И сегодня нужно говорить не о создании эфемерного «русского дизайна», а о сохранении почти потерянного, созданного в советское время российского. 

Вернуться к содержанию
АРХИВ НОМЕРОВ
1999
1
2000
23456
2001
789101112
2002
131415161718
2003
19202122[23]24
2004
252627282930
2005
313233343536
2006
373839404142
2007
434445464748
2008
495051525354
2009
555657585960
2010
616263646566
2011
67686970
По рубрикам
Выставки
Дизайн
Интервью
Компания
Комплектующие
Компьютерные технологии
Корпусная мебель
Кухни
Материалы
Мебельные системы
Мебельные университеты
Оборудование и материалы
Полезные мелочи
Представляем марку
Репортаж
Событие
Сотрудничество
Техника и технология
Торговля
Точка зрения
Фурнитура
От редакции
Эротический видео чат health life скачать дота казахстанский хостинг каста сериал сеть