На главную 
 О журнале 
 Об издательстве 
 Сотрудничество и реклама 
English Version
 Ноябрь 24 
НУЖНА ЛИ НАМ МОДА НА МЕБЕЛЬ?
Дмитрий ГЕРАСИМОВ

Понятие «мода» обычно относится к одежде, прическам, косметике и т.п. К мебели – дорогостоящему товару длительного пользования оно применимо в гораздо меньшей степени. Но в то же время, элементы проявления моды заметны и на мебельном рынке – в виде покупательских предпочтений у тех или иных групп потребителей. И даже в нашей отнюдь небогатой стране мода оказывает серьезное воздействие на спрос и, соответственно, на благополучие изготовителей мебели.
 

МОДА [фр. mode < лат. modus, мера, образ, правило, предписание], ж. – непродолжительное господство в определенное время, в определенной среде тех или иных вкусов в какой-либо сфере жизни или культуры, в том числе в отношении одежды, предметов быта и т.п. В отличие от стиля, мода характеризуется более кратковременными и поверхностными изменениями во внешнем виде предметов.

  Появление новой моды вызывается изменениями в обществе, политике, экономике, определяющими уклад жизни населения, появлением новых материалов или технологий в производстве продукции, влиянием развития других видов товара и так далее.
  Так, в конце пятидесятых – начале шестидесятых годов прошлого века, в связи с развитием жилищного строительства и массовым переездом населения из коммуналок в новые, но малогабаритные квартиры, появилась мода на корпусную мебель на этаких тонких ножках предельно лаконичной формы, изготовленную из щитовых деталей. Мизерные размеры квартир заставили большинство новоселов отказаться от старой мебели, и резные изделия, изготовленные часто еще в XIX веке из массива ценных пород, многие из которых были раритетами, оказались на помойке. Там же оказались и обеденные столы со стульями, не умещавшиеся в новых квартирах. Зато именно в те времена у нас впервые появился и журнальный (придиванный) стол.
  Государство, не желавшее признать, что новое жилье весьма слабо соответствует нормам достойного проживания и в него старая мебель просто не влезает, выдавало обычное варварство за новую моду, которую активно вводило путем ее рекламы даже на спичечных этикетках: «В новую квартиру – с новой мебелью!».
  Впрочем, когда люди к началу семидесятых стали жить чуть-чуть получше и товаров в магазинах поубавилось – настала эпоха дефицита. Народ перестал что-либо выбрасывать, и в моду вошли вмещавшие кучу всяких нужных и не- нужных вещей стенки, которые тут же и сами стали дефицитом.
  Интересная деталь: в послевоенные годы многие просто мечтали приобрести именно полированный шкаф. И эти самые стенки – поначалу тоже были полированными. Но когда государство – единственный производитель мебели в стране – вдруг поняло, что матовая отделка требует в шесть-семь раз меньше весьма дорогих отделочных материалов, чем полированная, при той же, а то и при более высокой розничной цене – тут же были пущены в ход все средства массовой информации, чтобы внедрить новую моду ...
  Теперь ситуация изменилась кардинально. Изготовители не могут управлять модой так же просто, как это было раньше. Ее нужно принимать, успевая вовремя выпускать новую продукцию, которая уже сегодня пользуется повышенным спросом, или прогнозировать увеличение спроса на перспективную продукцию, которая может внезапно стать модной уже завтра утром.
  Впрочем, мебель – не понравившиеся модные аксессуары в одежде или туфли, увидев которые на ком-то в автобусе, теперь можно сразу же купить и для себя, выйдя на следующей остановке. Новая мебель – предмет длительного семейного обсуждения и накопления средств, и ее приобретению предшествует обычно дорогостоящий ремонт, который бесплатно и быстро происходит только в телепередаче «Квартирный вопрос». Поэтому реальная прибыль от сложившейся на данный момент моды на мебель у отреагировавшего на нее производителя появляется не очень скоро.

  Прогнозирование моды на мебель – бесславное занятие, за которое когда-то не взялся бы даже и сам Нострадамус, а теперь не возьмется и ни одно честное маркетинговое агентство. Тем более в нашей огромной стране, где существует бесчисленное количество разнообразных условий, определяющих возникновение и длительность действия моды, – национальные и религиозные предпочтения, различия климата в разных районах, экономическое и политическое состояние регионов, качество жизни в городах, поселках и оставшихся еще деревнях, культурный уровень и информированность населения, и так далее. Поэтому в самом выгодном положении оказываются не те, кто следует уже возникшей моде в области выпускаемой ими продукции, а те, кто формирует ее сами. Но есть ли возможности самим формировать моду на свои изделия у наших мебельщиков?
  «Нет Пророка в своем отечестве», – сказано в Писании. Вот уже более трехсот лет, со времен Петра Первого, а в последние полвека – в особенности, почему-то считается, что все, приходящее к нам с Запада, чуть ли не эталон современности, красоты и полезности. Даже изобретенное поначалу у нас все равно не принимается до тех пор, пока не получит признания в Европе. Один из классических примеров тому – женские сапоги на каблуке «шпилька», придуманные нашими модельерами, мода на которые пришла к нам прямо из Парижа.
  То же касается и мебели. Сегодня существует множество моделей различных изделий, облик и конструкция которых много лет назад были разработаны впервые нашими дизайнерами, но появились они на нашем рынке только сейчас, уже под новыми именами.
  Все дело в том, что на создание и продвижение новой моды требуются огромные средства. И в нашей стране, и на Западе существует множество дизайнеров, образование, опыт и талант которых позволили бы им создать свое направление в моде, но невостребованных именно потому, что они не обладают тем, что называется сегодня словом «бренд». То есть, говоря по-простому, – известностью, которая просто заставляет модного художника не столько самому предлагать свой новый продукт рынку, сколько придумывать все новые и новые изделия для заказчиков, уже стоящих за ними в очереди.
  Но большинство европейских изготовителей мебели пристально следят не только за деятельностью известных и пока неизвестных дизайнеров и направлениями развития продукции своих конкурентов, но и за новыми разработками на рынке дизайна мебели вообще. При этом те, что кажутся наиболее интересными, немедленно проверяются их маркетинговыми структурами на перспективность и возможности по объемам продаж в будущем. Если эти исследования рынка дают положительный результат, начинается активная и обычно строго засекреченная подготовка к освоению нового изделия. Она распадается на два основных направления: модернизацию самого производства для выпуска новой продукции и на подготовку рынка к ее восприятию.

  Обработка рынка при этом осуществляется с использованием скрытой и явной рекламы во всех ее видах. Ставится задача доказать всем потенциальным потребителям, что все, чем они владели раньше, безнадежно устарело, и современный человек просто не может жить без той новой мебели, которая предлагается ему теперь. То есть начинается формирование моды на данный вид изделия с массированным использованием всех средств современного маркетинга. Причем рекламная кампания строится таким образом, чтобы к началу возникновения активного спроса предприятие было полностью готово покрыть его в наибольшей степени и первым снять, что называется, «сливки».
  Дело в том, что удовлетворять спрос на модное и пользующееся повышенным спросом изделие или группу изделий тут же начнут и другие предприятия. Они до определенной поры не должны были иметь и понятия о готовящемся изменении моды, но обычно заведомо способны очень быстро последовать за лидерами, чтобы использовать выгодную конъ-юнктуру рынка, созданную не ими.
  К сожалению, в этом втором, а то и третьем или даже четвертом эшелонах, слепо копирующих и догоняющих моду, приходящую к нам из Европы, находятся поголовно и все наши мебельные предприятия.
  Причина этого не только в многовековой привычке народа к кажущемуся превосходству всего иностранного. Дело в том, что у нас пока нет предприятий, обладающих достаточными материальными возможностями для грамотного изучения своего же рынка с поиском новых ниш для сбыта на нем своей продукции, для привлечения отечественных дизайнеров-профессионалов, знающих менталитет, условия жизни населения и его потребности, и для организации эффективной рекламы, формирующей моду. Нет и явного лидера, который, даже случайно создав ее, был бы способен хоть как-то заметно удовлетворить появившийся спрос, чтобы воспользоваться открывшимися для него новыми возможностями.
  Если отбросить в общем–то неуместные в этом вопросе соображения национального престижа и квасной патриотизм, то с копированием моды, постоянно приходящей извне, можно было бы легко смириться. Но можно себе представить, что где-то в глубинах исследовательских отделов крупнейших западных мебельных компаний как бы вдруг будет сформирована и быстро придет к нам мода на такие изделия, к производству которых наш изготовитель окажется не готов вообще.
  Что будет, если по примеру Запада снова войдет в моду мебель, полностью облицованная натуральным шпоном? Сохранится ли сложившийся пока на рынке паритет в объемах продаж отечественной и импортной мебели? Сможет ли наша мебельная промышленность, находящаяся на грани выживания, достаточно быстро создать новые производства и освоить технологии подготовки и стяжки натурального шпона, облицовывания, шлифования и отделки, почти полностью ею забытые, сумеет ли она снова подготовить специалистов, которые потребуются ей тогда? Нет, и потери будут огромны.
  Влияние моды велико. И для того, чтобы она не заставала нас, как всегда, врасплох, нужно, вопреки утверждениям основоположника маркетинга Ф. Коттлера «Производите то, что можете продать, вместо того, чтобы пытаться продать то, что можете произвести», заставить рынок приобретать именно свои изделия, сумев успешно и вовремя сформировать моду на них. Понятно, что это занятие очень дорогое и непростое. Но, как известно, «Париж стоит мессы!», и этому придется научиться. Хотя бы в отдельном городе или даже поселке. 

Вернуться к содержанию
АРХИВ НОМЕРОВ
1999
1
2000
23456
2001
789101112
2002
131415161718
2003
1920212223[24]
2004
252627282930
2005
313233343536
2006
373839404142
2007
43
По рубрикам
Выставки
Дизайн
Интервью
Компания
Комплектующие
Компьютерные технологии
Корпусная мебель
Кухни
Материалы
Мебельные системы
Мебельные университеты
Оборудование и материалы
Полезные мелочи
Представляем марку
Репортаж
Событие
Сотрудничество
Техника и технология
Торговля
Точка зрения
Фурнитура
От редакции
Группа компаний "РУССКИЙ ЛАМИНАТ"
Создание сайта: Artspace.Ru