На главную 
 О журнале 
 Об издательстве 
 Сотрудничество и реклама 
English Version
 Ноябрь 24 
МЕБЕЛЬ И ПЛАСТМАССЫ
Герман ФЕРСМАН

Каких только материалов не пробовало применить человечество при изготовлении мебели: массивную древесину и древесные материалы, камень, металл, стекло, ткани, и прочее – все, что только могло служить опорой, хорошо выдерживало бы обычные бытовые нагрузки и сохраняло под их воздействием приданную форму.
 

  Во второй половине ХХ века с началом активного развития химической промышленности дизайнеры-мебельщики не обошли своим вниманием и пластмассы, которые стали использоваться ими как конструкционный и декоративный материал в различных изделиях.
  К сожалению, в нашем отечестве дееспособная химическая промышленность появилась лишь к концу 60-х годов. При этом считалось, что в стране, где леса – пруд пруди, совсем не нужно тратить на изготовление такой совсем незаметной для государства мелочи, как мебель, такие остро необходимые и дефицитные материалы, как металл и пластмасса.
  Но любой новый материал всегда вызывает интерес профессионалов, и в середине 60-х годов даже маститая «Строгановка» начала готовить дизайнеров, специализировавшихся на производстве пластмассовых изделий.
  Что же вызывало особый интерес к изделиям различного назначения и мебели из пластмасс? В первую очередь – относительная простота технологии производства. Уж чего, казалось бы, проще: гранулированная пластмасса расплавляется и впрыскивается в форму. После нескольких минут выдержки изделие готово, и требует всего лишь незначительной доработки для удаления литников и последующей отделки. Хуже – огромная стоимость изготовления пресc-форм. В особенности – для деталей большого размера. Высока и стоимость высококачественных пластмасс, что сводит подчас на нет все преимущества технологии. Наиболее распространенные и дешевые пластмассы, такие, как поливинил-хлорид (ПВХ), полипропилен (ПП) и им подобные, помимо низкой прочности, склонности к деформации и усадке, плохо поддаются отделке лаками и эмалями, что снижает потребительские свойства изготовленной из них мебели и других деталей.
  Можно с уверенностью утверждать, что первый бум на бытовые пластмассовые изделия – посуду, различного рода статуэтки, вазочки и полочки, использовавшиеся и как элементы интерьера, закончился уже к началу 70-х годов. Как основной конструкционный материал в мебели стали использовать древесно-стружечную плиту, а еще через полтора десятка лет в моду постепенно снова вошли природные материалы – камень, пусть и искусственный (GetaCore®, Corian® и т. п.), массивная древесина, металл, стекло и керамика. Дело в том, что за тысячелетия их свойства были проверены многими поколениями людей.
  Что же касается пластмассы, то материал оказался холодным и часто довольно неприятным на ощупь, недостаточно устойчивым к механическим воздействиям, и мог быть просто ядовитым. А ошибки изготовителей, неправильно применявших в конкретных изделиях мебели те или иные виды пластмасс, не обладавших нужными для них свойствами, подорвали доверие покупателя.
  К тому же, нашим мебельщикам доставались пластмассы только марки «КД» и красители к ней марки «КЕ» – то есть, «какую дадут» и «какие есть», что заранее делало любые эксперименты и поиски новых форм бесполезными. При этом результаты уже совершенных попыток окончательно отвратили потребителя не только от мебели, полностью изготовленной из пластмасс, но даже и с минимальным использованием отдельных элементов из них. Мебель, целиком произведенную из этого материала – столы и стулья, можно теперь увидеть разве что в дешевых ресторанах и в летних кафе.
  Но результаты опытов 60-х годов, по сути первого десятилетия промышленного применения пластмасс в изделиях мебели, не вынесли им окончательного приговора. Усилиями многих европейских фирм, продолжавших и в 70-х годах совершенствовать технологию их производства, был внесен существенный вклад не только в конструкцию мебели, но и в дизайн.
  Изделием, где пластмассовые детали сегодня оказались просто незаменимыми, стало рабочее офисное кресло, в котором из пластмасс изготавливается почти все: колесные опоры, подлокотники, опоры многолучевые, сиденья и спинки и их заглушки. Довольно часто встречаются дизайнерские разработки стульев, где каркас комбинируется с прозрачными или цветными полупрозрачными сиденьем и спинкой, изготовленными из полиметилметакрилата (ПММА).
  К середине 80-х годов институтом ВПКТИМ была разработана технология производства цельных каркасов мягкой мебели беспрессовым методом из вспенивающегося полистирола, приносящая очень большие выгоды производителям. Предполагалось, что она будет широко внедрена в промышленность. К сожалению, развитие кооперативного движения, организаторы которого просто не имели понятия о современных технологиях и не имевшие тогда достаточных средств для освоения профессиональных производств, остались верными старым конструкциям каркасов, в лучшем случае изготавливавшихся из обрезков древесно-стружечной плиты, полностью укрытых обивкой.
  Не нашел широкого применения в отечественной мебельной промышленности и способ производства резных объемных элементов мебели из жесткого пенополиуретана (ППУ), используемых в относительно дешевой, но высококачественной мебели, имитирующей стили прошлых веков. Такой технологией предусматривалось изготовление форм простым беспрессовым методом, путем заливки уложенного в опоки оригинала, вырезанного из древесины или другого материала, подготовленной смесью компонентов ППУ. В процессе отверждения она заполняла даже мельчайшие углубления мастер-модели, что при последующей беспрессовой отливке в полученной форме готовых деталей обеспечивало их абсолютное соответствие оригиналу по форме и структуре поверхности. Качественно выполненная впоследствии отделка позволяла добиться практически идеальной имитации в изделии любых пород натуральной древесины и даже металла. Детали, изготовленные по такой довольно дешевой технологии, сегодня можно увидеть в дорогой импортной мебели, наполняющей завистью сердце российского покупателя. Впрочем, мода на мебель с подобными элементами все же довольно ограниченна во всем мире.
  Но зато в последние годы на западном рынке возникла и активно распространяется теперь и у нас мода на изделия, конструкция которых включает множество элементов из серебристого металла. Это – различного рода вертикальные опоры, колонны, карнизы, ручки различной формы, часто отличающейся от традиционной, дверцы-жалюзи с вертикальным и горизонтальным открытием, рамки остекленных дверей мебели – широкие и узкие, и т.д. Однако при ближайшем рассмотрении все эти детали и узлы в массовой мебели чаще всего оказываются на самом деле изготовленными из пластмасс и имеющими соответствующую отделку поверхности. При этом их поверхность часто имитирует и текстуру натуральной древесины.
  Просто более богатое и практичное европейское общество, где население имеет возможность менять свою мебель значительно чаще, чем мы с вами, где забота об окружающей среде стала естественной потребностью каждого (почти) и где мусор, выносимый на помойку, предварительно сортируется, хорошо поняло, что полноценная имитация, эрзац (нем. – Ersatz) часто выгоднее, чем натуральные материалы, способные прослужить века, когда это не нужно никому.
  Пластмассовые элементы в мебели оказались не только более дешевыми, чем натуральные, но и значительно легче утилизируются по окончании срока службы всего изделия. Их внешний вид оказался более привлекательным для обычного, не стремящегося к особым изыскам потребителя.
  Изготовители пластмассовых элементов, фурнитуры и комплектующих за прошедшие сорок лет учли многие недостатки, которые были присущи первым их образцам. Сегодня при изготовлении изделий, используемых для различных целей или эксплуатируемых в различных условиях, применяется более десятка различных видов пластмасс (АБС, ПВХ, ПП, ПММА, ПЭ и т.д.). При этом применяются разнообразные способы упрочнения и отделки, различные виды защитно-декоративных покрытий: вакуумное напыление, гальваническая отделка, переводная термопечать (декалькомания), лакирование и т.д. При этом на поверхность пластмассы часто наносится более десятка слоев покрытия.
  За прошедшие годы в Европе были разработаны строгие стандарты по безопасности материала пластмасс и стойкости их отделанной поверхности к различным химическим и механическим воздействиям при эксплуатации в различных условиях. В особенности при применении в кухонной и детской мебели. Сегодня изготовитель мебели, использующий пластмассовые детали, может быть уверен, что их честный производитель всегда предъявит ему соответствующий сертификат соответствия всем действующим европейским стандартам и нормам.
  Понятно, что изделие, отвечающее более строгим требованиям и имеющее отделку более высокого качества, имеет и более высокую стоимость. Так, пластмассовая мебельная ручка, изготовленная по заказу сетей реализации наиболее дешевой мебели, и изделие той же формы и той же фирмы, но предназначенное для использования в качественных изделиях, могут отличаться по цене в три и более раз! Но разница в цене фурнитуры оказывает лишь незначительное влияние на общую стоимость мебели. Наоборот, замена металлических или деревянных (массивных) деталей пластмассовыми существенно снижает себестоимость мебели не только за счет снижения цены комплектующих, но и за счет уменьшения затрат на собственно производство.
  Важно и то, что использование, например, высококачественных пластмассовых декоров улучшает внешний вид мебели, делая ее более привлекательной для потребителя, увеличивая тем самым объемы сбыта.
  Европейские изготовители мебели и ее потребители перестали бояться пластмасс. Они снова широко используются в подавляющем большинстве самых разнообразных изделий, в том числе и в мебели. Объем потребления импортной пластмассовой фурнитуры и комплектующих отечественной мебельной промышленностью превышает, по некоторым оценкам, 10 млн. евро в год. Отрадно, что в нашей стране сегодня тоже делаются успешные попытки освоения производства фурнитуры и комплектующих на основе пластмасс или с их использованием. Этот рынок открыт пока и для многих новых производителей. Но высокое качество отечественной продукции – главное условие для того, чтобы потребитель снова, как когда-то, тридцать лет назад, не отказался вдруг от ее использования. 

Вернуться к содержанию
АРХИВ НОМЕРОВ
1999
1
2000
23456
2001
789101112
2002
131415161718
2003
1920212223[24]
2004
252627282930
2005
313233343536
2006
373839404142
2007
43
По рубрикам
Выставки
Дизайн
Интервью
Компания
Комплектующие
Компьютерные технологии
Корпусная мебель
Кухни
Материалы
Мебельные системы
Мебельные университеты
Оборудование и материалы
Полезные мелочи
Представляем марку
Репортаж
Событие
Сотрудничество
Техника и технология
Торговля
Точка зрения
Фурнитура
От редакции
Торговый дом
Создание сайта: Artspace.Ru