На главную 
 О журнале 
 Об издательстве 
 Сотрудничество и реклама 
English Version
 Январь 25 
ВЗГЛЯД С ВЫСОТЫ ТЕХНОЛОГИЙ
Александр ГОМОНОВ, директор по развитию бизнеса компании "ЭпикРус"

Сегодня мебельный рынок – один из самых динамичных в стране. Многие компании, занимавшиеся продажей мебели иностранных производителей, сегодня открывают производство в России. Это очень характерная тенденция. Говоря о мебельной отрасли, в первую очередь имеется в виду именно производство мебели.
 

  По данным статистики, потребность в мебели в России сегодня во много раз больше, чем покупательная способность населения. Она составляет около 5,5 млрд. евро, в то время, как реальный платежеспособный спрос – около 1,1 млрд. евро.
  В целом, у отечественных покупателей в фаворитах остается кухонная и офисная мебель, хорошо продается также мягкая мебель, производство которой относительно простое и не требует использования сложного и дорогого оборудования. Изготовление корпусной мебели для жилых комнат и спален сложнее. Здесь от изготовителя требуется не только дизайн, но и большая работа по подбору материалов, комплектующих, а также оснащение своего производства современным оборудованием, результаты работы которого будут видны сразу, и не только специалистам, но и потребителям.
  По мнению наших аналитиков, предприятия российской мебельной отрасли можно разбить на два типа. Первый – это новые, построенные «с нуля» на западные инвестиции высокотехнологичные предприятия, которые заимствуют у иностранной стороны не только технологии производства, но и технологии управления. Предприятия этого типа бывают компактными, с сравнительно небольшой численностью персонала (300–400 человек) c представителями нового поколения руководителей во главе.
  Второй тип – бывшие советские предприятия с давней историей, хорошо известные на рынке, многие из которых к настоящему моменту прошли этап технического перевооружения и в результате модернизации хотели бы поменять всю свою инфраструктуру, оставив от прежнего предприятия лишь фундамент и стены. Однако помимо технологий и оборудования, этим предприятиям приходится также менять управленческие технологии и принципы работы на рынке, что часто оказывается на порядок сложнее, чем просто купить новые станки.
  Разница между предприятиями двух типов состоит в том, что первые задумываются о выборе системы планирования ресурсов и оперативного управления производством уже на этапе строительства фабрики, а руководители предприятий второго типа осознают это только тогда, когда сталкиваются со сложностями.
  Можно сказать, что по большей части унаследованные советские опыт и традиции скорее мешают, чем помогают, руководителям предприятий второго типа двигаться вперед. Даже самые передовые из них с трудом перестраивают управление на своих предприятиях. Однако бывает и так, что руководителям новой волны не хватает производственного опыта, которым, безусловно, обладают руководители, проработавшие на мебельных фабриках 15 и более лет. Например, один из новых владельцев предприятия как-то задал вопрос зарубежным поставщикам оборудования, как он может заранее, хотя бы приблизительно, узнать сумму расходов на приобретение запчастей к импортному оборудованию. Каково же было его удивление, когда он узнал о существовании (и обязательном использовании в советское время на каждом предприятии) системы планово-предупредительных ремонтов (ППР). Эта система служит для определения периодичности, сроков и длительности ремонтов, а также количества запчастей и их стоимости.
  На многих мебельных предприятиях уже сделан первый шаг – приобретение современного оборудования. Однако даже современные станки и налаженные рынки сбыта не страхуют предприятия от убытков, связанных с нечетким управлением и отсутствием корпоративной системы учета. Как оптимально рассчитать загрузку производственных мощностей, чтобы выполнить в срок все заказы? Каким образом можно быстро получить информацию о реальной себестоимости изделия? Сколько нужно произвести продукции, чтобы быстро реагировать на спрос, но при этом не допустить затоваривания складов? На сколько выгоден с учетом всех затрат тот или иной вид продукции? На эти и множество других вопросов очень сложно отвечать, не имея на предприятии современной системы автоматизации бизнеса.
  На сегодня большинство предприятий отрасли используют «лоскутную» автоматизацию. То есть, бухгалтерия и финансы ведутся в одной системе, планирование (если оно вообще как-то автоматизировано) – в другой, отношения с клиентами – в третьей и т.д. Внедрение интегрированной корпоративной информационной системы дает мебельному предприятию многие преимущества. Например, они получают возможность быстрее реагировать на запросы клиентов. Когда на рынке существует острая конкуренция, важно иметь возможности для оперативного расчета себестоимости, планирования загрузки мощностей и расчета необходимых материалов. Очень часто войну за клиента выигрывают те, кто «стреляет первым». Без современной системы управления этого достичь очень сложно. Поэтому сегодня среди мебельных предприятий системы класса ERP и MES пользуются все большей популярностью.
  Этих «мудреных» аббревиатур не нужно бояться. Они лишь помогают управленцам сориентироваться в многообразии корпоративных программных продуктов.
  Одно из самых популярных понятий в области управления это – ERP (Enterprise Resources Planning, планирование ресурсов предприятия). В основе ERP лежит единая информационная система, охватывающая все бизнес-процессы предприятия, включая финансы, производство, отношения с клиентами и поставщиками, складской учет, логистику, дистрибьюцию и многое другое.
  MES (Manufacturing Execution System, оперативное управление производством) заполняет разрыв между системами класса ERP и производственными процессами (АСУТП). То есть, на предприятии должна быть построена единая информационная система, охватывающая все участки: от бухгалтерии и CRM до систем оптимизации распилов (Holzma, Giben, Scheer, Schelling и т.д.) и CAD-систем.
  MES полностью автоматизирует оперативное управление производством на уровне цеха или завода. На основе анализа огромного массива данных MES помогает руководителю оперативно найти наиболее эффективное решение. Подобные системы помогают осуществлять производственные задания с меньшими издержками и при оптимальной загрузке производственных мощностей. Повышение эффективности и гибкости, сокращение времени производственного цикла и уменьшение брака – это лишь некоторые результаты применения MES.
  Для решения сложных задач планирования производства существует технология APS (Advanced Planning and Sheduling, расширенное планирование производственных заданий). Особенно эффективно ее применение в условиях ограниченности мощностей и ресурсов предприятия.
  Немаловажную роль играет такое направление, как SCM (Supply Chain Management, управление цепочками поставок). Технологии SCM автоматизируют весь цикл: «поставщик–транспорт–производство–хранение–распространение–заказчики», что дает возможность доставлять необходимый товар в нужное место точно в срок и с минимальными издержками.
  В последнее время на рынке очень модным стало понятие CRM (Customer Relationship Management, управление взаимоотношениями с клиентами). Технологии CRM автоматизируют работу с клиентами – от рекламной кампании и первого контакта с потенциальным заказчиком до послепродажной поддержки и гарантийного обслуживания.
  Главными задачами в управлении мебельным предприятием являются оптимизация производственных ресурсов и складских запасов, а также возможности для оперативного принятия решений. Отраслевые эксперты по IT считают, что порог по загрузке мощностей, который нельзя преодолеть без применения современных технологий управления, находится на отметке примерно 60%.
  «Идеальная система» для мебельного предприятия должна учитывать такие особенности жизненного цикла, характерные для предприятий мебельной отрасли, как немедленный расчет стоимости изделия, соблюдение точных сроков поставки, поддержка резервирования комплектующих под заказ.
  На рынке производства мебели действуют как компании, выпускающие серийную продукцию, так и работающие под заказ. Соответственно, различается организация производства на таких предприятиях. Общей особенностью является работа с большим количеством вариантов изделий. То есть, один и тот же стол может продаваться со столешницей из дуба, из красного дерева, из мрамора и т.д. Хорошая система должна работать с неограниченным числом вариантов изделия и создавать производственные задания на основе заказов с помощью автоматической обработки вариантных технологических карт.
  Кроме того, она должна позволять задавать для каждого изделия соответствующие исходные материалы, фурнитуру, операции по производству; работать с различными параметрами исходных материалов (тип, цвет, размеры и пр.); работать с многочисленными параметрами полуфабрикатов и конечных изделий; вводить в систему описание характеристик новых элементов, не содержащихся в настраиваемой базе знаний; моделировать новое изделие на основе введенных в систему элементов; решать часть задач по проектированию нового изделия; описывать технологию создания нового изделия; рассчитывать цены и сроки поставки в процессе ввода заказов.
  Безусловно каждое предприятие внутри мебельной отрасли имеет свои уникальные особенности, однако – гибкость и функциональность современных информационных технологий позволяют для каждого случая создать оптимальное решение.

Вернуться к содержанию
АРХИВ НОМЕРОВ
1999
1
2000
23456
2001
789101112
2002
131415161718
2003
192021222324
2004
[25]2627282930
2005
313233343536
2006
373839404142
2007
434445464748
По рубрикам
Выставки
Дизайн
Интервью
Компания
Комплектующие
Компьютерные технологии
Корпусная мебель
Кухни
Материалы
Мебельные системы
Мебельные университеты
Оборудование и материалы
Полезные мелочи
Представляем марку
Репортаж
Событие
Сотрудничество
Техника и технология
Торговля
Точка зрения
Фурнитура
От редакции
Торговый дом
Создание сайта: Artspace.Ru