На главную 
 О журнале 
 Об издательстве 
 Сотрудничество и реклама 
English Version
 Январь 31 
ДАО-ЭКСПАНСИЯ МЕБЕЛЬНОГО РЫНКА
Николай ЕВСТИГНЕЕВ

Подводить итоги общего развития мебельного рынка за прошедший год рано. Для этого необходимы цифры, которые установленным порядком дойдут вначале до статистики, далее – до ассоциаций, далее – до всех...
 

  Но ощущения уже есть. Ощущения, как говорит классик постсоветского и российского разговорного жанра, «что-то надо менять в консерваториях». Причем, эти ощущения об изменениях посещают не меня одного. Приятно видеть, что реальные вопросы, волнующие большинство участников мебельного рынка, начинают обсуждать не просто в режиме волнительных и торжественных рапортов брежневской эпохи: «200 процентов роста благосостоянияѕ, выработка поднялась втрое»... Впервые за несколько прошедших лет в мебельной прессе появились статьи с размышлениями о падении спроса, о необходимости повышения роли маркетинговых исследований, о взаимосвязи разных смежных отраслей. Понятно, что у каждого игрока на рынке – своя правда и свой взгляд на происходящее, но не заметить тревожные и угрожающие тенденции, связанные со структурным изменением спроса как на потребительском, так и на рынке «бизнес – бизнес», уже нельзя. В приведенных ниже размышлениях попытаемся рассмотреть внешние угрозы мебельной отрасли в перспективе год – два, а также инструменты противостояния им.

  Итак, если с европейским наступлением в целом мы справились, используя разные инструменты и методы, то с Востоком дела обстоят диаметрально противоположно. Обратим свой взор теперь на тот Восток, со стороны которого существуют три стратегические угрозы для мебельной отрасли:
 

  • Китай,
  • Китай,
  • Китай.

  Искусство производить все из ничего в Поднебесной достигло таких высот, что, как цунами, выплескивается и докатывается уже не только до американских братьев по «зеленым отцам-основателям», но и к нам. Причем, меняется сама структура внедрения: за счет овладения более сложными технологиями уровень китайского производства повышается и, соответственно, выпускаются более дорогие изделия, заполонившие Запад. Есть уже конкретные примеры и в России. Например, на российском автомобильном рынке. Вы видели в Москве растаможенную китайскую подделку японского внедорожника Хонда за $18 000? Неважно, что во время поездки у него внутри все скрипит и нет никаких гарантий, что он куда-нибудь доедет, неважно, что с 5 метров редкий специалист поймет, что это – не оригинал, а копия; важно, что этот «не оригинал» уже существует, он продается. Говоря рыночным языком, продается – значит существует. Где маловеры со скепсисом? Отвечаю на их возражения:
 

  • качество – не вопрос, подтянут. В этом можно убедиться, внимательно посмотрев на последнее поколение мебельных комплектующих (петли, ручки, направляющие, амортизаторы, и прочее);
  • нет оригинальных разработок – разработают (партия поставит задачу, сделает стратегической целью) – и больше миллиарда жителей Поднебесной начнут в каждом дворе усовершенствовать конструкции и разрабатывать более экономичные технологии;
  • низкое собственное потребление – поднимут благосостояние крестьян в провинциях, и рынок автоматически вырастет (пока это только исключительное предположение, но что так оно и будет, вряд ли у кого-то вызывает сомнение);
  • жесткая привязка к доллару – ничего, отвяжутся (и что самое интересное, американцы особенно и сделать-то ничего не смогут – редкий американский солдат дойдет до центральных районов Китая, не споткнувшись);
  • зависимость от внешних энергоресурсов – фактор временный, так как в стратегии на ближайшие 20–30 лет компартия Китая наверняка прописала работы и в этом направлении.

  Как говаривал А. Смит «...и станет общемировой мастерской» (за точность цитаты не ручаюсь, но суть такова). Правда, он писал в другие времена и про другую страну, но с философской точки зрения – какая разница, ведь главный критерий истины – это время. А оно подтверждает, что в каждый период в мире была своя мастерская (в XVIII веке – Англия, в XIX – континентальная Европа, в XX веке – начало СССР, далее Германия, Япония и Юго-Восточные «тигры». А вот XXI век – Китай).
  Что же нас ждет, спросите Вы? Полная китайская «мебелизация»?
  Обнародовав собственное видение проблемы, изложенное выше, выношу на суд заинтересованных читателей ее решения. Их несколько:
  Первое – использовать все возможные правовые инструменты в области юридического права с целью защиты оригинальных собственных разработок от посягательств недобросовестных конкурентов. Кстати, очень действенный способ. Возвращаясь к примеру с китайским внедорожником, замечу, что разработчик оригинальной конструкции – компания «Хонда», предъявила иск китайскому производителю. Чуть раньше, в подобном случае, известный японский производитель «Тойота» уже выиграл дело у китайского завода.
  Второе – объединиться мебельным предприятиям не формально, а неформально (по опыту все, что в России делается неформально, удается лучше, а главное – эффективнее). В подтверждение этого тезиса задам один простой вопрос: какое количество мебельных ассоциаций существует в России? Никто точно не ответит, так как кроме 3–4 известных большинству, сосредоточенных вокруг крупных производителей мебели, существуют еще региональные и межрегиональные. Причем, каждая из известных ассоциаций позиционирует себя как самую-самую...
  Третье – структурная перестройка подходов и принципов управления, продвижения и развития (данную тему сознательно рассматривать в настоящей статье не будем, так как она настолько в России обширна и многопланова, что сама по себе заслуживает отдельного и бережного обращения в будущем).
  И, наконец, последнее – необходимо пропагандировать и прививать моду на отечественную мебель. В этом направлении уже делаются конкретные шаги, но, видимо, еще недостаточные для общего объема производимой мебели. О том, что это так, можно судить хотя бы по тому факту, что в головах конечных потребителей не сформировалась устойчивая логическая связь «российская мебель = качественная мебель = дорогая мебель = модная мебель» и обратно.
  В заключение изложенной позиции автор надеется, что потенциал специалистов и управленцев в мебельной отрасли России позволит преодолеть и этот очередной экзамен на зрелость. Такую уверенность дает тот факт, что в отраслевой мебельной прессе уже обсуждаются реально существующие и волнующие многих проблемы. Можно считать, процесс запущен – следовательно, найдутся и решения. Каждая компания найдет свой путь, важно только в этих поисках не потерять главного – не поступиться общими целями ради сиюминутных выгод. Россия всегда славилась тем, что в тот момент, когда, казалось бы, все потеряно, находились объединяющие силы, которые мобилизовали и выводили ее из смуты. Я надеюсь, что такой силой в настоящее время станет бизнес – сообщество, включающее и мебельную отрасль.

Вернуться к содержанию
АРХИВ НОМЕРОВ
1999
1
2000
23456
2001
789101112
2002
131415161718
2003
192021222324
2004
252627282930
2005
[31]3233343536
2006
37383940
По рубрикам
Выставки
Дизайн
Интервью
Компания
Комплектующие
Компьютерные технологии
Корпусная мебель
Кухни
Материалы
Мебельные системы
Мебельные университеты
Оборудование и материалы
Полезные мелочи
Представляем марку
Репортаж
Событие
Сотрудничество
Техника и технология
Торговля
Точка зрения
Фурнитура
От редакции
Группа компаний "РУССКИЙ ЛАМИНАТ"
Создание сайта: Artspace.Ru