На главную 
 О журнале 
 Об издательстве 
 Сотрудничество и реклама 
English Version
 Январь 31 
КТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?
Дмитрий ГЕРАСИМОВ

 
Страницы специальных журналов, рекламных изданий, сайты Интернета и т.п. полнятся сегодня объявлениями о подготовке менеджеров разного уровня, маркетологов, бухгалтеров, дизайнеров и т.п. Но не удастся найти в них объявлений, в которых предлагалось бы обучить станочников и наладчиков деревообрабатывающего оборудования.
 

  Тем не менее, в мебельной промышленности существует огромный дефицит этих рабочих, способных квалифицированно выполнять производственные операции и обслуживать используемое на предприятиях оборудование.
  Дело в том, что еще в начале 90-х годов, когда начались приватизация, кризисы в экономике и сопровождавшие их остановка предприятий и разрушение действующих мебельных производств, многие квалифицированные работники были вынуждены уйти.
  Из-за предельного упрощения технологии на большинстве вновь организованных в то время новых мебельных производств не были востребованы квалифицированные кадры, имевшие опыт выполнения операций многих технологических переделов, например, подготовки натурального шпона, облицовывания, отделки и т.д. В результате, еще тогда, они были вынуждены найти себе новые занятия, и сегодня их возвращение в отрасль невозможно.
  Теперь развитие новых мебельных предприятий, созданных полтора десятка лет назад, настоятельно требует значительного увеличения количества рабочих, квалификация которых соответствует современным требованиям. И это должны быть не самоучки, приобретшие опыт на этом же производстве, а люди, получившие специальное теоретическое и практическое образование в соответствующих учебных заведениях.
  То, что система Производственно-технического образования (ПТУ) разрушена, ясно всем уже давно. Впрочем, у многих остается еще надежда на ее возрождение. И многие предприятия сегодня уже способны и даже готовы платить за обучение рабочих-профессионалов.
  В их мечтах это будет непьющий (а также и некурящий) молодой человек, знающий хотя бы приблизительно технологию мебельного производства, устройство станков, на которых работают современные предприятия, основные режимы обработки, вносящие в производство так необходимые сегодня всем теоретические знания, который мог бы многому научить тех, кто занят в нем давно, но никогда не имел специального образования! А недостаток практики – дело наживное.
  Но это, к сожалению, – всего лишь мечты. В ближайшие десять лет (как минимум) отрасль не получит ни одного рабочего, уровень образования которого соответствовал бы даже минимуму современных требований!
  Отчего такая уверенность? Все дело в том, что в нашей стране, вне зависимости от того, кто проводит обучение, – государственные или частные это структуры, – все должно по-прежнему находиться в рамках стандартов.
  Стандарты на подготовку специалистов у нас должны разрабатывать некие еще оставшиеся в живых государственные организации, перечень которых неведом никому, а рассматривать, согласовывать и утверждать – министерства, число которых год от года становится все меньше. Что же из этого получается?
  Если взять к примеру, Стандарт Российской Федерации, относящийся к теме «Начальное профессиональное образование», – ОСТ 9 ПО 02.24.3 – 2002, утвержденный Первым заместителем Министра образования Российской Федерации А.Ф. Киселевым в 2002 году, предусматривающий обучение по профессии «Наладчик деревообрабатывающего оборудования», то можно выяснить очень много интересного.

  В пояснительной записке говорится о том, что этот «стандарт начального профессионального образования имеет межведомственный характер, распространяется на все формы подготовки по данной профессии как в государственных, так и негосударственных образовательных учреждениях и имеет юридическую силу во всех субъектах Российской Федерации». В ней также говорится, что «Рабочие учебные планы и программы для организации обучения разрабатываются образовательными учреждениями начального профессионального образования на основе Модели учебного плана (ОСТ 9 ПО 01.03-93), настоящего стандарта на профессию и с учетом примерной учебно-программной документации, разработанной Институтом развития профессионального образования Министерства образования Российской Федерации ...». То есть, все это означает, что содержание стандарта может только развиваться и дополняться, но ни в коем случае не может быть проигнорировано или, тем более, искажено!
  Что же должно содержаться в будущих программах обучения? Читаем стандарт.
  «Практические основы профессиональной деятельности», закладываемые в умы будущих станочников и наладчиков должны обеспечить «Применение экономически обоснованных приемов технологии и организации труда на деревообрабатывающих (Читай: и мебельных – тоже. Авт.) предприятиях». Конечно же, трудно поверить в то, что молодой станочник сможет рассчитать и экономически обосновать приемы заданной ему работы, но цель – безусловно благая.
   Но вот затем, опять же, как одна из практических основ профессиональной деятельности будущего наладчика указывается: «Строгание стружки различных спецификаций на ... стружечных станках» и «Изготовление шкантов на токарном станке ...», хотя стружку – уже не строгают, студента никто не подпустит сбивать настройку такого гигантского станка, как «Hombak», а для производства шкантов используются специальные, а не токарные станки. Другие «практические основы»: «Выборка гнезд в деталях по разметке на цепнодолбежном станке», «Изготовление кровельной щепы на станке», «Штамповка заготовок из шпона» – как раз те операции, которые уже десятилетиями не нужны, а оборудования для них на предприятиях нет, и не будет.
  «Специальный параметр» при обучении наладчиков деревообрабатывающего оборудования – «Наладка, регулирование в процессе работы, приемка, установка и смена режущего инструмента ѕ (на – Авт.) ленточнопильных станках для изготовления гнутой мебели, лущильных делительных станках ...», а также «Фрезерование ... галтеля ...», и «фрезерование углублений под фурнитуру в брусковых и необлицованных щитовых деталях» (выделено Авт.). На самом деле специальных «ленточнопильных станков для изготовления гнутой мебели» просто не бывает, для создания «лущильных делительных станков», авторы стандарта еще должны найти средства, галтель – женского рода, под фурнитуру сверлятся отверстия и выбираются пазы, а не «углубления», а сверлить отверстия под фурнитуру в необлицованных деталях – дело вредное и безнадежное.
  Программы, разработка которых предусмотрена стандартом, должны будут включать обучение «перфорированию древесно-волокнистых плит на перфорирующих станках», и «выборке руста (канавки) в древесно-волокнистых плитах на позиционных рустовочных станках по заданным размерам», хотя ни одно наше предприятие этих операций не производит, а станков таких просто нет в природе. Эти программы должны будут включать изучение «узловых (Именно так! – Авт.) и линейных параметров режущего элемента (лезвия)», в них должно быть предусмотрено изучение видов и сортов клееной фанеры фанерных и древесно-волокнистых плит, а о древесно-стружечных при разработке программ можно будет с легкостью забыть! О них в стандарте – ни слова!
  Но зато молодой наладчик будет знать «технологию наладки кромкофуговальных и круглопалочных станков», которые у нас не выпускаются и почти не приобретаются по импорту, будет знать «установку пустотелого рабочего шпинделя с ножевой головкой; механизма подачи с передним и задним роликами и направляющего мотка», а также «порядок и последовательность наладки и регулирования работы сортировок, дезинтеграторов, трансформаторов» и уметь производить «проверку правильности работы шпинделя»!
  Он будет знать «Автоматическое питание станочных линий...», принципы «автоматической укладки обработанных деталей в штабеля или конвейеры», быть может, расскажет нам, что же такое «ножи продольно-фрезерные», «продольное шлифование несквозных пазов с использованием торцевых упоров» и как производится «заделка сучков в строгальных деталях».
  Вы возьмете на работу наладчика, подготовленного в соответствии с этим ОСТом? А ведь в его разработку вложены немалые государственные средства, и он должен стать основой для подготовки тех, кого так ждут в отрасли, хотя он и представляет собой полную чушь и откровенную халтуру, разработанную по принципу: «они делают вид, что платят ...».
  Этот стандарт был разработан Институтом развития профессионального образования Министерства образования РФ, директор которого И.П. Смирнов – доктор философских наук, профессор, а исполнитель – старший научный сотрудник лаборатории методического обеспечения профессий строительства – госпожа А.Ф. Потоцкая, почему-то не удосужились спросить, что же нужно отрасли, обрабатывающей древесину. Согласован весь этот бред был лишь Е.Я. Бутко – начальником управления начального профессионального образования Минобразования России, – профессором, доктором экономических наук и В.П. Морозовым – руководителем Департамента государственной службы и кадров Минпромнауки России! Но где в тот момент был Департамент этого министерства, возглавлявшийся тогда г-ном Большаковым и так или иначе отвечавший за деятельность всего лесопромышленного комплекса?
  Понятно, что Минпромнауки РФ больше не существует, и взятки, как говорится, – гладки. Отвечать за глупость и бездействие будет вся отрасль. Но за этим «стандартом» последуют и другие, и может быть, предприятиям следует внимательнее присматриваться к тому, кто готовит нам «день грядущий», четко сформулировать свои требования к специалистам и через свои ассоциации все же довести их до сведения «педагогов от строительства», чтобы они своей неконтролируемой деятельностью не наносили нам откровенного вреда?

Вернуться к содержанию
АРХИВ НОМЕРОВ
1999
1
2000
23456
2001
789101112
2002
131415161718
2003
192021222324
2004
252627282930
2005
[31]3233343536
2006
37383940
По рубрикам
Выставки
Дизайн
Интервью
Компания
Комплектующие
Компьютерные технологии
Корпусная мебель
Кухни
Материалы
Мебельные системы
Мебельные университеты
Оборудование и материалы
Полезные мелочи
Представляем марку
Репортаж
Событие
Сотрудничество
Техника и технология
Торговля
Точка зрения
Фурнитура
От редакции
Торговый дом
Создание сайта: Artspace.Ru