На главную 
 О журнале 
 Об издательстве 
 Сотрудничество и реклама 
English Version
 Май 33 
КУРИЦА И СВИНЬЯ НЕ ТОВАРИЩИ
Дмитрий ГЕРАСИМОВ

На одной из пресс-конференций в рамках выставки «Мебель России-2005» в спортивном комплексе «Олимпийский» один из чиновников Министерства промышленности и энергетики сказал, что в России назрела необходимость развивать производство эксклюзивной мебели, для чего по его мнению необходимо создавать совместные предприятия. Он же задал мебельщикам вопрос: почему на создание совместных предприятий охотно идут производители плит, лесопильщики, а мебельщики – нет, и почему из всех существующих в России мебельных предприятий только 10 обратились в Министерство с просьбой подобрать им западных инвесторов?
 

  Прежде всего нам следует понять, что же такое «совместное предприятие»? Эпоха их расцвета пришлась у нас на период середины перестройки, то есть на самый конец 80-х годов, когда был отменен тотальный контроль за гражданами со стороны КГБ, разрешен выезд за рубеж и были провозглашены не виданные до того экономические свободы. Не вдаваясь в юридические тонкости, можно считать, что под совместными предприятиями (СП) тогда понимались некие производственно-технические образования с иностранным участием, институт которых был призван привлечь в страну не столько иностранные инвестиции, сколько менеджеров, способных по-новому организовать тогда еще не разрушенное производство. Причем, организовать СП могло любое государственное предприятие с разрешения своей вышестоящей организации.
  Первыми на нововведения откликнулись сумевшие еще до перестройки покинуть страну, как им казалось навсегда. Став иностранными гражданами и не став богатыми, они в то же время получили определенный опыт выживания при капитализме и обратили свой взор назад, решив рискнуть, организуя в России СП со своими родственниками, знакомыми или бывшими коллегами. Капиталов у них конечно же не было и быть не могло. Поскольку закона, регламентировавшего организацию и деятельность СП, не было, дело часто доходило до смешного. Так, «бэушный» факс, стоимость которого даже тогда не превышала трехсот долларов, оценивался в восемь тысяч и без всякого стеснения вписывался как иностранный вклад в уставной фонд нового СП. При существовавшем в то время курсе рубля это была гигантская сумма, которая заставляла советскую сторону, достигая паритета, вносить в него со своей стороны, к примеру, небольшое здание с промышленным оборудованием, а инвестиции, которые иностранный участник обещал внести уже через год, конечно же, никогда не вносились. Но уже в начале 90-х годов, когда страна была развалена, начался полный хаос в политике и экономике. Дешевый экспорт товаров стал невозможен, началась приватизация, а на сцену выплыли другие, более крупные акулы. Этот бизнес оказался невыгоден, и к затеям с СП всякий интерес был вскоре утерян. Так природа защищает себя дождем из грозового облака, образовавшегося над лесным пожаром.
  Понятно, что организация совместного предприятия с зарубежным партнером сегодня имеет для нас цель привлечь зарубежные инвестиции и передовые know how в виде технологии, оборудования и современного менеджмента. А вот потенциальный инвестор должен быть уверен, что деньги его не пропадут, что он сделает более выгодное вложение, чем в какой-нибудь другой стране, рентабельность производства здесь будет выше чем в ней, что он сможет вывезти отсюда часть полученной прибыли и т.д. А главное – здесь должен быть рынок сбыта, который позволял бы продать всю изготовленную продукцию без крайнего напряжения по ценам, приносящим больший доход, чем продукция, производимая на его предприятии в его стране. То есть нужно понимать, что любой зарубежный производитель лишь только тогда начнет задумываться об организации предприятия, аналогичного уже действующему, когда существует перспектива развития сбыта, а имеющиеся в наличии мощности уже не справляются с выполнением заказов и требуется их увеличение. Только в этом случае потенциальный инвестор может начать исследования, да и то предварительные, о целесообразности приближения его нового производства к наиболее эффективному рынку сбыта.

  Еще в начале 90-х годов один мудрый и опытный немец на сделанное ему предложение вложить свои средства в создание совместного предприятия ответил, что эта затея напоминает ему предложение курицы свинье сложиться и сделать для них двоих яичницу с беконом .... То есть, курица может снести потом еще много яиц, чего нельзя сказать о свинье, отдающей свое кровное. Действительно, участок земли, здания и сооружения, принадлежавшие тогда государству, не могли никуда исчезнуть, чего нельзя было сказать о деньгах инвестора. Для потенциальных зарубежных инвесторов ситуация, существующая у нас сегодня, немногим отличается от той.
  Только наивные или несведущие руководители наших предприятий думают, что владелец фирмы, даже процветающей, сможет вдруг вынуть из сейфа или снять со счета в банке пару миллионов долларов. Ведь, все его финансы работают. Они могут быть вложены в акции, в уставные фонды других предприятий, размещены в банках в виде депозитов и т.п. Прибыль его предприятия тут же капитализируется, а любые средства, инвестируемые им в развитие бизнеса, будут получены только в виде банковских кредитов, размер которых и проценты по которым будут определяться банком в зависимости от степени риска вложений. Для того, чтобы эти проценты были наименьшими, риски должны быть минимальны.
  Европейская экономическая комиссия совсем недавно внесла Россию в список стран, пригодных для инвестирования, но это вовсе не означает, что средства потекут на наш рынок сами по себе, автоматически. Потенциальный инвестор и банк, выделяющий ему инвестиционный кредит, должны будут долго и тщательно проверять степень готовности рынка потреблять продукцию будущего производства, готовность российского партнера освоить вложения и обеспечить возврат кредитов. Этому может способствовать сертификация действующего производства по ISO каким-либо зарубежным сертификационным центром, хотя и она не будет иметь решающего значения. Так, мебельный комбинат «Шатура», с начала 90-х годов проделав гигантскую работу по модернизации своего производства и совершенствованию менеджмента, пока добился уверенности зарубежных инвесторов в его способности организовывать дееспособные совместные предприятия и возвращать кредиты. Длительная работа предшествовала и созданию «Дятьково ДОЗ» самого современного в стране мебельного предприятия «Катюша», вложения в которое превысили 30 млн. евро. Причем, особенно важно, что оба этих предприятия с самого начала обеспечивали себе прочное и устойчивое положение на мебельном рынке, создавая свои магазины.
  Но крупных мебельных предприятий в стране осталось совсем немного. Развитие и восстановление этой промышленности в последние десять лет происходило за счет создания новых производств с использованием собственных средств владельцев, без привлечения кредитов. И их финансовая и кредитная история очень часто не известна даже им самим, не говоря уже о кредитных учреждениях и налоговых органах. Это всерьез мешает многим даже думать о получении зарубежных инвестиций. Но на самом деле, для большинства предприятий они оказываются просто ненужными. Ведь наши банки, как им и положено, сами ищут тех, кто способен взять взаймы имеющиеся у них средства, а сумма до миллиона долларов вообще рассматривается как частный заем. Причем, средств в таком размере вполне хватает для создания заново или для серьезной модернизации уже действующего мебельного предприятия, способного реализовывать свою продукцию без дорогостоящей организации собственной сбытовой сети. К тому же, нашему владельцу, как правило, просто жалко, создавая СП, делить еще с кем-то предприятие, созданное его собственным далеко не легким трудом.
  Все это хорошо понимают зарубежные бизнесмены, самые смелые из которых постепенно осваивают наш рынок, самостоятельно организуя здесь небольшие собственные предприятия без всякого участия российских партнеров, понимая, что создать их заново и по-своему – проще, чем переучивать неправильно наученный персонал уже действующих производств.
  Жаль, впрочем, что всего этого не понимают только наши государственные органы.

Вернуться к содержанию
АРХИВ НОМЕРОВ
1999
1
2000
23456
2001
789101112
2002
131415161718
2003
192021222324
2004
252627282930
2005
3132[33]343536
2006
373839404142
2007
434445
По рубрикам
Выставки
Дизайн
Интервью
Компания
Комплектующие
Компьютерные технологии
Корпусная мебель
Кухни
Материалы
Мебельные системы
Мебельные университеты
Оборудование и материалы
Полезные мелочи
Представляем марку
Репортаж
Событие
Сотрудничество
Техника и технология
Торговля
Точка зрения
Фурнитура
От редакции
Ателье мебели
Создание сайта: Artspace.Ru