На главную 
 О журнале 
 Об издательстве 
 Сотрудничество и реклама 
English Version
 Май 33 
НОВЫЕ ИДУТ...
Николай ЕВСТИГНЕЕВ

«...плюс индустриализация всей страны» – Ленин В.И.
 
Наблюдая динамику развития мебельной отрасли, активность деловой бизнес-среды в этом направлении, количество мировых выставок, которые уже проходят и планируются к проведению как в Москве, так и в регионах, сложно согласиться с выводами некоторых авторов о том, что мебельная отрасль находится в стадии застоя (или, хуже того, в отрицательной динамике).
 

  Качественно иной уровень российского мебельного продукта, а также количественный состав европейских представительств приводят к мысли о том, что первую стадию развивающегося рынка мебельная отрасль преодолела. Речь идет о стихийном становлении. Настала пора цивилизованного «вспахивания и взращивания» в сторону интенсивного развития, выхода на новые рубежи. Поводом для таких радужных перспектив служат не только описанные выше причины, но и новая, ранее не представленная в таком количестве и, что более важно, – качестве тенденция. Она заключается в появлении новых региональных, индустриально продвинутых, «сильных» игроков на мебельном рынке. Период монопольного разделения на 2–3 крупных игрока подходит к своему логическому завершению. Для логики дальнейшего изложения полезно провести анализ конкурентных преимуществ мебельной отрасли.
 

Чем традиционно сильна мебельная отрасль в России?
На мой взгляд, несколькими краеугольно важными отличиями от других:
 
1. мебельщики не просят у государства дотаций;
2. при полном отсутствии активной поддержки лобби мебельная отрасль России смогла не только выжить во времена больших перемен, но и явить миру образцы, достойные подражания в мировом масштабе;
3. внутренний спрос на мебель удовлетворяется не только в сегменте «сверхэкономичном», но и в среднем, и средневысоком. Причем в последнее время появились российские торговые марки, которые, как говорил один из героев растащенного по цитатам фильма, пытаются «...а не замахнуться ли нам на самого Уильяма ... Шекспира!!!». Попытки эти можно увидеть в реальном воплощении в виде образцов готовой мебели в розничных известных мебельных сетях. И это радует!
4. сплав существующих в доперестроечное время высокообразованных специалистов и динамично развивающихся новых предпринимательских инициатив позволили получить уникальный симбиоз, в результате чего появились на рынке динамично развивающиеся российские мебельные торговые марки.
 
  Вышеперечисленные отличия являются определяющими конкурентными преимуществами, которые стали уже видны не только внутренним аналитикам мебельной отрасли, но и специалистам зарубежных (в первую очередь, конечно, европейских) ассоциаций и крупных компаний. Этим и объясняется массовый выход (практически экспансия) на внутренний рынок России не только ведущих мировых компаний в мебельной отрасли, но и серьезных розничных сетей с иностранным капиталом. Причем, если строительство первого крупного супермаркета в Химках с мировым именем 5 лет назад (обойдемся без рекламы) сопровождалось легким налетом паники в рядах отраслеобразующих предприятий мебельной отрасли (тогда в прессе шло очень живое обсуждение на тему – «задавят или не задавят?»), то динамика последующего роста мебельного рынка привела к убеждению, что места не просто хватит всем российским, но и еще другим производителям со всего мира. Такую завидную динамику надо не просто констатировать, но и развивать далее.
  Каким образом это возможно осуществить в рамках выстраивания стратегии на будущее? Каким путем пойдет развитие мебельной отрасли в ближайшее время? Думаю, каждая компания определилась со стратегическими направлениями своего движения на ближайшее время. Не секрет, что их (путей) в целом два:

  • индустриальный.
В данном контексте подразумевается развитие по пути массового, серийного производства, формирование именно под такую форму развития не только производственных мощностей, но и системы внутренней логистики. Далее, под такую стратегию развития формируется система сбыта, соответственно. Также плановым образом формируется и финансовый результат. С точки зрения всей отрасли в целом, крайне важным показателем будет являться доля рынка, которую займет компания с подобной стратегией развития.

  • мелкосерийный.
В данном случае развитие планируется по пути сознательного уменьшения количественных показателей. Под такую форму развития планируются и логистика, и сбыт, и производственные мощности. С точки зрения отрасли в целом, доля рынка в этом случае уже не является ключевым показателем. Финансовый результат – вот единственный критерий.

  В принципе, ничего кардинально отличающегося в первом от второго путей развития особенно нет, но другое дело – вопрос перехода из одного состояния в другое. Другими словами, смена стратегии развития для компании. В таком разрезе важно понимать, что смена основополагающей стратегии в краткосрочном периоде может представлять определенные трудности как технического, так и материального плана. Причем, вне зависимости от пути следования – то ли от первого пути ко второму, то ли от второго – к первому. В частности, начнем с основополагающего – с целевого сегмента партнеров, на которых направлена та или иная продуктовая линейка. Абсолютно понятно, что партнеры при первом и втором путях развития будут кардинально разные. В первом случае речь идет об оптовых поставках, с формированием цепочки продвижения, направленной на крупных, отраслеобразующих игроков мебельного рынка, во втором же – на небольшие предприятия, либо впрямую на розничную сеть (или через систему дилеров, или через сеть прямых продаж). Совмещение и того, и другого пути развития в масштабах одного предприятия тоже возможно, но в данном случае имеет смысл рассмотреть вопрос некоего внутреннего разделения на структурные, вполне может быть, выделенные, подразделения (или направления). Причем, чем более четко разграничены по целевому сегменту продукты, тем более четкое должно быть разделение и внутри компании. Опыт такого совместного сосуществования компаний внутри единого холдинга в мебельной промышленности есть. Причем, как показывает практика, достаточно успешный и положительный, как с финансовой, так и с информационной точек зрения. Каждый из интересующихся может сам привести пример известных на российском мебельном рынке компаний, которым удалось успешно сочетать работу в разных ценовых сегментах, и, более того, в разные рыночные категории.
  Тенденция, о которой говорилось выше, как раз и заключается в том, что индустриально развитых компаний на мебельном рынке России становится все больше. Именно такой стратегии придерживаются признанные лидеры мебельной отрасли. Первый путь развития прошли крупнейшие мебельные компании Европы, и далее этот путь распространился на другие регионы. Следующим шагом вижу выход крупнейших мебельных компаний не только на рынок СНГ, но и на мировые рынки.

Вернуться к содержанию
АРХИВ НОМЕРОВ
1999
1
2000
23456
2001
789101112
2002
131415161718
2003
192021222324
2004
252627282930
2005
3132[33]343536
2006
373839404142
2007
434445
По рубрикам
Выставки
Дизайн
Интервью
Компания
Комплектующие
Компьютерные технологии
Корпусная мебель
Кухни
Материалы
Мебельные системы
Мебельные университеты
Оборудование и материалы
Полезные мелочи
Представляем марку
Репортаж
Событие
Сотрудничество
Техника и технология
Торговля
Точка зрения
Фурнитура
От редакции
Ателье мебели
Создание сайта: Artspace.Ru