На главную 
 О журнале 
 Об издательстве 
 Сотрудничество и реклама 
English Version
 Май 33 
ПОТРЕБИТЕЛЬ... КАК ЧАСТЬ ЭЛЕКТОРАТА
Викторин МАРУНЦОВ

«...перепрыгнуть пропасть на 98% и на 100% это не одно и то же» – Тарасов В.К.
 
Потребитель – как много в этом слове...
История развития взаимоотношений цепочки «производитель – потребитель» началась со времен Ветхого завета. Уже тогда все население земли разделилось на два лагеря, встали на две стороны баррикады: одни продают, другие покупают.

  И это правильно! Один мудрый современный аналитик в общении отметил интересную мысль. Процитирую полностью: «настало время работать не калькулятором, а головой». Действительно, конкуренция на мебельном рынке стала более жесткой. Уже нельзя просто так выставить мебельный комплект и ждать, что он «улетит» в продажах. Перед этим необходимо осмотреться и выяснить, а что еще в этом сегменте рынка существует? Настало время, когда, образно говоря, на мебельном рынке «локтями ощущаешь соседа». В такую ситуацию в 60-х годах попала промышленность Америки, когда произошел серьезный переход от диктата производителя к эре господства Потребителя, что в итоге привело к эпохе потребительского общества. Именно к началу такой эпохи российский мебельный рынок и подошел. Так как процессы вообще в России проистекают более динамично, чем в других странах, нам на это отведен совсем небольшой отрезок времени.

  Данная ситуация и отвечает на краеугольный вопрос: Зачем мебельщикам нужно постоянно что-то придумывать?
  В дизайне, в сервисе... Искать «неизбитые» новые материалы и все более удобные и эстетичные комплектующие... причем скорость введения новинок в продажи прямо пропорциональна последующему росту оборота и нелинейно – замещению старого модельного ряда. Прогнозирование спроса на кратко, средне- и долгосрочную перспективу становятся стратегически важными.
  Аналитики мебельного рынка подтверждают, что период ажиотажного спроса на мебель закончился и начался период борьбы за потребителя. Предлагать ему товары и услуги только высокого качества, дающие возможность быть индивидуальным в своем выборе, в наши дни способны не многие производители. Поэтому битва за потребителя предстоит и уже началась. Ожидается быть нешуточной, и с каждым днем приобретает все больший размах, сравнимый разве что с усилиями риэлтеров. Уж на какие только ухищрения не идут те. И ипотечными кредитами завлекают, и низкопроцентными ставками. Мебельщики тоже стараются работать с инициативой и творчеством, стремясь к креативу и поиску новых идей. Я знаю одного мебельного магната, который все время что-то изобретает, чтобы завоевать покупателя. У его предприятия даже девиз такой: довольный покупатель. Так вот, он сейчас весьма успешно осуществляет идею открытия одного за другим мебельных салонов рядом со станциями метро на Садовом кольце. Это удобно всем москвичам – и автовладельцам, ежедневно проезжающим по кольцу, и тем, кто пользуется услугами метро. Идея распространяется дальше – он собирается внедриться в спальные районы, а также построить салоны на всех главных автомагистралях города. Сегодня правильно поступает тот, кто стремится к созданию вертикально интегрированных холдингов с полным циклом производства: от создания мебельной фабрики до сбытовой сети – салонов, имеющих круглосуточный график работы.

  С другой стороны, история «вплывания« западного рынка в общество потребления учит нас не только приятностям в виде совершенствования маркетинговых изысканий, но и грозит знакомством широких слоев мебельных компаний с таким понятием, как потребительский экстремизм. Крайне опасное явление, преград которому в российском законодательстве (насколько мне известно) не существует. Говоря по-простому, компания-производитель практически не защищена от намеренных действий потребителя, направленных на осознанное использование перекосов в законодательстве (и ошибок в работе компаний) для извлечения максимально возможных дивидендов из этой ситуации. Самый простой вариант (назовем его первым) – сознательно не принять доставку мебели, сославшись впоследствии на пункт договора, что доставка не была осуществлена в назначенный день и час. Вариант второй, по статистике также часто используемый потребителем, это эксплуатация мебели в условиях, не предусмотренных никакими ГОСТами и ТУ. Если с первым случаем как-то бороться можно, то со вторым – крайне тяжело. Доказать юридически, что мебель эксплуатировалась в не приспособленном помещении, не удалось пока еще ни одной компании, которая участвовала в судебных разбирательствах по этому поводу.
  Третья тенденция (или вариант) – более общая и не носит столь узких проявлений. Ее суть состоит в том, что сила торговой марки наряду с положительными моментами в виде узнаваемости может с производителем сыграть и злую шутку. Не секрет, что судиться с небольшими компаниями конечному потребителю порой бывает невозможно в силу того, что их порой физически найти нельзя. Другое дело – с крупными компаниями. Вот они, у всех на виду...
  Перечисленные выше положительные и негативные моменты, в настоящее время имеющие место на мебельном рынке, подводит нас к мысли о том, что не учитывать данные тенденции нельзя, и необходимо в процессе управления предусмотреть специальные процедуры по борьбе с такими отрицательными проявлениями. Сегодня почти на каждом мебельном предприятии работают дизайнеры, менеджеры, которые могут выезжать к клиентам для создания комплексных дизайн-проектов и предложения полного комплекса услуг: доставка, сборка, установка, гарантийное и послепродажное обслуживание мебели. НО ЭТОГО УЖЕ МАЛО. Как хороший ответ на данные вызовы рынка может служить более тщательная работа в маркетинговых изысканиях (в виде сотрудничества с маркетинговыми компаниями или введения в штат собственных аналитиков) и организация службы юридической поддержки по сопровождению бизнес-процедур.
  Компании, которым удастся в очередной раз перепрыгнуть пропасть на 100%, просто «обречены на успех« в условиях трудного рынка и быстро меняющейся конъюнктуры.

Вернуться к содержанию
АРХИВ НОМЕРОВ
1999
1
2000
23456
2001
789101112
2002
131415161718
2003
192021222324
2004
252627282930
2005
3132[33]343536
2006
373839404142
2007
43
По рубрикам
Выставки
Дизайн
Интервью
Компания
Комплектующие
Компьютерные технологии
Корпусная мебель
Кухни
Материалы
Мебельные системы
Мебельные университеты
Оборудование и материалы
Полезные мелочи
Представляем марку
Репортаж
Событие
Сотрудничество
Техника и технология
Торговля
Точка зрения
Фурнитура
От редакции
Ателье мебели
Создание сайта: Artspace.Ru