На главную 
 О журнале 
 Об издательстве 
 Сотрудничество и реклама 
English Version
 Сентябрь 35 
КНИГА – ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ?
Дмитрий ГЕРАСИМОВ

Любому из тех, кто когда-то получил высшее образование, хотя бы раз в жизни приходила в голову мысль, что он ни за что не смог бы теперь еще раз сдать вступительные экзамены в ВУЗ.
 

  И дело совсем не в том, что за прошедшие годы школьная программа стала сложнее, а в экзаменационных билетах появились вопросы, отражающие новый уровень знаний. Нет, формула, выражающая теорему Пифагора, не изменилась. Просто подобно программе Windows, автоматически удаляющей с рабочего стола неиспользуемые ярлыки, наша память сама стирает то, что не применяется долгое время.
  Но это совсем не значит, что многие знания, полученные когда-то в школе или в институте (университете), – лишние. Они, даже совсем забытые за давностью лет, все равно повышают уровень интеллекта любого человека, а иногда вдруг всплывают сами собой в нужный момент. А иногда что-то необходимо вспомнить прямо сейчас, да память подводит. Вот тут-то и начинаются поиски учебника.
  Впрочем, учебники нужны и тем, кто, имея уже высшее образование, волею судеб стал дилетантом и хочет путем самообразования превратиться в профессионала. Вот тут-то и начинается самое интересное, но отнюдь не смешное.
  Скажем, человек всю жизнь разрабатывал системы стабилизации ракет в полете или занимался лазерной сваркой минералов, но американцы дали денег кому-то в нашем правительстве и предприятие закрылось. Единственное, что кажется доступным такому специалисту теперь, – деревообработка или мебельное производство. Ну кто еще ребенком на уроках труда в школе не делал своими руками скамеечку для любимой бабушки? Оказавшись же на таком предприятии, он вдруг понимает, что здесь просто нет ни знакомого с детства верстака, ни рубанка, ни стамески. Почти такую же, как в детстве, скамеечку делают с использованием станка для раскроя плит с программным управлением и кромкооблицовочного станка-автомата, а единственная узнаваемая вещь – лазер, применяемый для разметки положения вакуум-присосок на столе обрабатывающего центра.
  Будучи человеком грамотным, он понимает, что обо всем этом надо бы сначала почитать. Но выяснится, что на его мебельном предприятии есть целая библиотека специальной литературы, состоящаяѕ из трех книг, одна из которых – справочник по лесопилению, а две других – засаленные растрепанные ГОСТы, касающиеся производства паркета и требований к измельченной древесине. Лучшее, что предложат ему в центральной городской библиотеке, – брошюра с названием типа «Мебель своими руками», из которой в изложении для детей он узнает все о теории резания древесины и применяемых в быту станках «Умелец», но где ни слова не будет сказано, к примеру, об особенностях обработки ламинированных древесно-стружечных плит.
  Вполне возможно, что ему удастся найти пенсионерку-библиотекаря, которая, родившись еще при живом Ленине, помнит такое понятие, как «МБА» (Межбиблиотечный абонемент). Пользуясь им лет двадцать назад, теоретически можно было получить на время любую когда-то изданную в стране книгу. Но теперь это осталось лишь в памяти поколений. К тому же, существовавшая в Москве Центральная лесотехническая библиотека, бывшая когда-то основой МБА для деревообработчиков, уже давно закрыта, а ее фонды просто разбазарены и разворованы.
  Не поможет и Интернет. В лучшем случае в его интернет-магазинах можно найти анонсы весьма подозрительных книг по тематике, связанной с деревообработкой, написанных неизвестными авторами, содержание которых в лучшем случае представляет собой компиляцию изданных ранее, и отнюдь не лучших произведений.
  А изыски в области терминологии, технологии и оборудования для деревообработки и мебельного производства, изложенные на собственных сайтах подавляющего большинства деревообрабатывающих и мебельных компаний для их же самоудовлетворения и самоутверждения, не только вредны, но часто даже преступны, поскольку вводят наивного и неискушенного читателя в полное заблуждение.
  Жаждущему новых знаний могли бы оказать значительную помощь собрания специальной литературы, имевшиеся в конструкторских и научно-исследовательских организациях. Но где теперь библиотеки уничтоженных проектных КБ и институтов ВНИИДмаш и ВПКТИМ? Разворованы. Лишь мизерная часть бренных остатков их фондов где-то сохранилась, но полностью недоступна читателям.
  Остаются только библиотеки вузов, подобно легендарной александрийской, еще сохраняющие остатки отраслевых знаний в виде книг и учебников. Впрочем, для того, чтобы воспользоваться их услугами и получить литературу в пользование, нужно снова стать студентом или склонить их работников к должностному преступлению.
  Какие же темы могут в первую очередь интересовать новоявленного мебельщика? Понятно, что он еще не может задать конкретных вопросов и хочет просто по-быстрому изучить всю технологию мебельного производства или хотя бы ее часть, относящуюся, к примеру, только к изготовлению корпусной мебели.
  Его будет интересовать, какие материалы применяются в мебельной промышленности – то есть, сами термины и определения основных наименований: что такое ДСП, ДВП, МДФ, ламинат, декоративный бумажно-слоистый пластик, синтетический шпон, чем отличаются просто облицовывание, каширование и ламинирование, какие существуют способы раскроя, стяжки натурального шпона и его шлифования, чем отличаются способы облицовывания кромок горячее-холодное и холодное-горячее, пост- и софтформинг, в чем разница и какие преимущества имеют простой, смешанный и сложный смешанный способы раскроя плит, как достигается максимальный выход заготовок из раскраиваемых плит и какие для этого существуют программы – огромное множество вопросов, никак не отраженных в существующих учебниках.
  Еще хуже обстоит дело с оборудованием. Описания фуговальных и рейсмусовых станков кочуют из одного учебника в другой, хотя уже четверть века их вообще нет и они почти не используются на хорошо оснащенных деревообрабатывающих мебельных предприятиях. Впрочем, ни в одном из учебников нет даже определения, позволяющего однозначно понять, что же такое станок фуговальный, рейсмусовый, фрезерный и т.п. – только их названия и в лучшем случае – схемы.
  Ни в одном учебнике не встретить грамотных описаний современных станков для раскроя плит, оборудования для облицовывания кромок, сравнения отличий применяемых в них агрегатов или типов станков-автоматов для сверления присадочных отверстий, и даже самого определения понятия обрабатывающий центр, не говоря уже об их конкретных видах, особенностях и отличиях. Нет ни в одном из наших учебников даже классификации шлифовальных станков, отличающихся друг от друга применяемыми агрегатами, способами подачи деталей на обработку, видами шлифовальных утюжков и т.д. Приводятся лишь вариации описаний одного и того же станка шлифовального с подвижным столом, старого как пила-ножовка и используемого на предприятиях только для целей ремонта (дошлифовки) и в ремесленных мастерских.
  Но зато добрую четверть объема любого учебника, посвященного оборудованию, занимают теории резания древесины и угловые параметры резцов, придающие своими формулами некое наукообразие и скрывающие полное отсутствие новых теорий и соответствующих формул в других разделах.
  Давно уже складывается впечатление, что наши авторы, начиная с середины 70-х годов, просто компилируют и переписывают главы чужих трудов, лишь слегка маскируя это изменением изложения все тех же давно известных избитых истин.
  Любопытно, что учебники и книги по профессиональной тематике, печатаемые сегодня вновь возникшими издательствами, вообще не подвергаются какому бы то ни было рецензированию. Учебники, написанные нашей профессурой, по старой памяти еще имеют рецензентов, но ими обычно оказываются коллеги с соседней кафедры, сидящие рядом за стенкой и в силу понятных причин просто не способные дать объективный отзыв.
  По определению, учебник должен содержать изложения известных на момент его написания теорий, и не только уже применяемых технологий и оборудования, но и перспективных с точки зрения автора и рецензентов. Одним из ярких примеров такого учебника является труд ленинградского проф. А.Н.Песоцкого «Лесопильно-строгальные производства», подготовившего его впервые еще в 1949 году, содержащего множество формул, примеров расчета и практических описаний, не утративших своего значения и сейчас. Понятно, что лесопиление более консервативно, чем мебельное производство, за последние полвека впитавшее все самые современные достижения науки и техники, но за все это время не было сделано даже попыток дать обучаемым хотя бы краткое представление о существующих в нем тенденциях. Такого учебника, который содержал бы современные или просто не очень устаревшие сведения, просто не существует.
  В результате студент, проучившийся пять лет, приходит на предприятие, где уже давно применяются технологии и эксплуатируется оборудование, о котором ему даже не рассказывали, и его прочные знания о станке фуговальном оказываются избыточными. Всему приходится учиться заново и на ходу, воспринимая новые сведения от лиц, не имеющих специального образования и преподающих лишь уроки жизни, а не профессиональные подходы.
  Наша профессура, пишущая учебники, сама оторвана от жизни еще больше, чем те декабристы, и просто не знает, что нужно производству и тем, кто на нем работает. А часто за формулами скрывается обыкновенное незнание современной техники и технологии, поскольку студент уличить ее в этом не может по определению. Недаром, в основном было написано множество учебников именно для ПТУ, которых теперь больше нет!
  Вот и учатся наши «специалисты» по откровенно рекламным косноязычным статьям инофирм, публикуемым в самых разных журналах, какие они только смогут достать.
  Настало время писать в учебниках не только то, что где-то случайно узнал сам профессор, а то, что должен действительно знать востребованный отраслью специалист.
  Так не пора ли сначала спросить у самой отрасли о том, что же ей нужно от учебника, собрать действительно дееспособный авторский коллектив, где тон задавали бы производственники, и подготовить, наконец, труд, где формулы будут не самоцелью, а инструментом, помогающим создавать новые способы и технологии обработки изделий с применением современного и перспективного оборудования?!

Вернуться к содержанию
АРХИВ НОМЕРОВ
1999
1
2000
23456
2001
789101112
2002
131415161718
2003
192021222324
2004
252627282930
2005
31323334[35]36
2006
373839404142
2007
434445464748
2008
49
По рубрикам
Выставки
Дизайн
Интервью
Компания
Комплектующие
Компьютерные технологии
Корпусная мебель
Кухни
Материалы
Мебельные системы
Мебельные университеты
Оборудование и материалы
Полезные мелочи
Представляем марку
Репортаж
Событие
Сотрудничество
Техника и технология
Торговля
Точка зрения
Фурнитура
От редакции
Группа компаний "РУССКИЙ ЛАМИНАТ"
Создание сайта: Artspace.Ru