На главную 
 О журнале 
 Об издательстве 
 Сотрудничество и реклама 
English Version
 Сентябрь 35 
КТО ВЫ, МИСТЕР МАРКЕТОЛОГ?
Николай ЕВСТИГНЕЕВ

Классической задачей любого торгового агента, действующего в условиях современных рыночных отношений, как известно, является изучение потребностей покупателя.
 

  Тем не менее вопрос, как отыскать то, чего желает получить за свои «кровные» в настоящее время потребитель, стоит как никогда остро сегодня не только в высокотехнологических отраслях, но в том числе и в мебельной. Искусством предугадать направление, в котором сдвинется основной массив потребительских предпочтений, владеют не все. Рассмотрим конкретный пример. Существует мебельная фабрика, которая специализируется на производстве корпусной мебели. Существует ассортиментный ряд в различных позициях номенклатуры, где одна из главных составляющих – несомненно ЛДСП. А точнее ее цвет. Допустим, что складская программа представлена в пяти цветах ЛДСП. Из сезона в сезон потребление каждого из данных цветов шло равномерно. Но в какой-то момент один из цветов, что называется, «встал». Данный факт может быть показателем комплексных мероприятий, как например: изменилась цена, существенно ухудшилось качество, изменились условия поставки и проч. Но практически всегда для анализа такой ситуации крайне важно рассматривать в первую очередь не внутренние причины, а внешние. Ведь согласитесь, бессмысленно вести переговоры с поставщиком об улучшении качества или стабилизации сроков поставки, если нет самого главного: спроса на данный конкретный цвет. Причем, что самое интересное, такие изменения в последнее время в мебельной отрасли происходят достаточно часто. Пример: выбеленный дуб, появившись как новинка 2003 года, к лету 2005 года «мутировал» в такое обширное семейство различного рода оттенков этого благородного дерева, что любая уважающая себя мебельная компания «завела» в своей номенклатуре декор, с названием дуб. Примерно то же самое в настоящее время происходит с экзотическими декорами (венге, эбони и проч.). В связи со всем вышесказанным вопрос: кто конкретно должен мониторить ситуацию на рынке и предвидеть такого рода изменения? Можно ответить: есть такая профессия. И определение ее – маркетолог. Маркетолог – в широком смысле, это специалист в области всего спектра рыночных отношений.
  Приведенный выше пример говорит лишь об одном аспекте того безграничного набора функций, который прописан штатной единице маркетолога. С другой стороны, в силу того, что рыночные отношения в России крайне молоды, уровень маркетологов подчас далек от желаемого. Казалось бы, кто может быть более незаменимым и крайне важным в рыночной экономике, чем маркетолог. Он и цены изучит, и рынок поймет, и конкурентов вычислит, выявит его сильные-слабые стороны, проведет операцию «тайный покупатель» и «достойный уважения продавец-консультант», в общемѕ и швец, и жнец, и сами знаете, на чем игрец. Да вот только не получается у наших мебельных маркетологов предусмотреть всего того, что потом приходится расхлебывать продавцам-консультантам и отделу импорта, отделу сервиса и другим. И не потому, что они вот такие нерадивые или еще что-то. Просто система обучения, в которой они получали свои сугубо теоретические знания, никоим образом не привязана к реальности. Вот и получается, что желание по оплате труда у них европейское, а реальная отдача – как в советские времена – совершенно неадекватна результатам. Коллизия, однакоѕ Хорошо, а что реально может сделать маркетолог?
  В первую очередь, это весь комплекс маркетинговой деятельности, самая важная часть которого выделение целевого сегмента покупателя. Составление рыночного «портрета» потенциального покупателя – ключевая задача, без формализации которой действия и усилия по продвижению товара будут обречены на неуспех. В этой же части этапа происходит определение конкурентоспособности товара, планируемого к выводу на рынок.
  Во-вторых, он оценивает потребительское поведение с точки зрения пересечения ценностей и возможностей покупателя с философией и миссией той или иной компании. Как известно, в данной области маркетолог берет на себя часть функций психолога, который оценивает поведение покупателя и прогнозирует его на основе полученной информации. В данном аспекте вырабатывается понимание мотива покупателя и определяются его ключевые, доминантные приоритеты.
  На третьем этапе маркетолог свой взор обращает на то, в каком товарном сегменте находится продукт, производимый компанией. Такая стандартизация и унификация позволяет использовать механизмы из аналогичных отраслей. Действительно, зачем изобретать велосипед? По этому вопросу маркетолог постоянно общается с конструкторско-технологическими службами.
  На четвертом этапе маркетолог занимается исследованием товарных групп. В данном разделе строится жизненный цикл товара, определяется его время рождения, становления, «зрелости» и «умирания». Найти момент, когда необходимо предпринять какие-то активные действия либо для реанимирования увядающего продукта, либо для его окончательного вывода с рынка – вот задача для настоящего профессионала своего дела! В этом же разделе определяются ассортимент и его изменение во времени. Здесь наиболее тесная связь у отдела маркетинга с подразделениями, отвечающими за перспективные разработки.
  Пятая задача, которую решает маркетолог, это – комплексное исследование рынка. В данном разделе весь объем данных по внутренней и внешней сфере взаимодействия преобразуется в стройную систему видения всего рынка в целом. Это позволяет не только провести исторический анализ, но и заглянуть в будущее. И тогда уже сотрудничество и очень тесная совместная работа предстоит маркетологу с топ-менеджерами компании.
  Таким образом, есть пять неоспоримых аргументов в необходимости маркетолога на современном мебельном предприятии. Вот мы и пришли к выводу, что без данной вакансии построить стройное и эффективное «мебельное» будущее будет достаточно сложно. Можно по-разному относиться к тому, нужна или не нужна в мебельной компании такая вакансия, как маркетолог – время уже само сделало выбор за нас. Такая должность необходима любой компании, которая в перспективе ближайших лет собирается оставаться на «плаву» в мебельном бизнесе.

Вернуться к содержанию
АРХИВ НОМЕРОВ
1999
1
2000
23456
2001
789101112
2002
131415161718
2003
192021222324
2004
252627282930
2005
31323334[35]36
2006
373839404142
2007
434445
По рубрикам
Выставки
Дизайн
Интервью
Компания
Комплектующие
Компьютерные технологии
Корпусная мебель
Кухни
Материалы
Мебельные системы
Мебельные университеты
Оборудование и материалы
Полезные мелочи
Представляем марку
Репортаж
Событие
Сотрудничество
Техника и технология
Торговля
Точка зрения
Фурнитура
От редакции
Группа компаний "РУССКИЙ ЛАМИНАТ"
Создание сайта: Artspace.Ru