На главную 
 О журнале 
 Об издательстве 
 Сотрудничество и реклама 
English Version
 Июль 4 
АДРЕСНОСТЬЮ ПО БЕЗЛИКОСТИ
Александр ГУРЕВИЧ

Сегодняшнюю ситуацию на мебельном рынке России можно охарактеризовать как «многообразие однообразия». Многочисленные мебельные каталоги и журналы прекрасно это иллюстрируют. Мебель, предлагаемая на страницах этих изданий, практически одинаковая. Еще печальнее зрелище – в мебельных магазинах, где из-за недостатка места выставляется ограниченный ассортимент товара. Производители крайне редко учитывают образ жизни, привычки и пристрастия, потребности и особенности разных социальных групп. Причина всего этого заключается в отсутствии адресного проектирования.

  Проблема адресного проектирования берет свое начало с массового жилищного строительства. Расселялись коммунальные квартиры, люди переезжали в отдельное жилье. Перед государством стояли две задачи: обеспечить население нормальной жилплощадью и мало-мальски пригодной для эксплуатации мебелью. Решить эти задачи можно было только перейдя на индустриальный метод выпуска мебели. Появляются новые материалы, технологии. Предприятия оборудуются высокопроизводительными производственными линиями, основным материалом для производства корпусной мебели становится экономичная древесно-стружечная плита. Но даже при таком широком выпуске мебели, ее не покупали – доставали, стоя с номерком на ладони. Об индивидуальном проектировании не могло быть и речи. Кроме того, малометражные «курятники» не предполагали расширения ассортимента мебели. Что там мебель? Bспомните, как все мы носили практически одинаковую одежду, обувь. Те, у кого было побольше денег, ездили на одинаковых машинах. Мы все были как бы равны, не было имущественных и социальных различий.
  Производство мебели набирало обороты, но все равно спрос превышал предложение. Умные, толковые, подчас смелые, предложения дизайнеров-проектировщиков упирались в глухую стену стремления насытить рынок или оставались уделом различных конкурсов и выставок.
  Казалось бы, с наступлением новых времен ситуация должна была измениться. Отнюдь. Семидесятилетняя уравниловка сделала свое дело: о потребителе никто не думал, гонясь за сиюминутной прибылью. Несмотря на имущественное и социальное расслоение общества, ассортимент выпускаемой  мебели пусть и расширился, но все равно остался безликим. Мебель выпускается ни для кого, безадресно. Единственным ощутимым различием является цена. Банкиру и студенту предлагаются на выбор многочисленные каталоги с абсолютно одинаковой по составу и дизайнерскому решению продукцией. И если «новый русский» может позволить себе купить крупногабаритную квартиру и мебель под стать ей, то студент просто сделать этого не в состоянии, а каждый  имеет право на «свою», индивидуальную мебель.
  Так какой же она должна быть, каким критериям соответствовать? Попробуем разобраться в качестве мебели (в широком понимании этого слова) с различных позиций.

  С точки зрения дизайнера-проектировщика мебель должна быть красивой, удобной, модной, отвечать вкусам различных потребительских групп, должна быть увязана с архитектурой и интерьером помещения, учитывать технический уровень производства, материалы и т. д.
  С позиции производственника мебель должна быть технологичной, маломатериалоемкой, простой в сборке, удобной в транспортировке. Ему безразлично, что выпускать: «барокко» или «чипэндейл». Лишь бы имеющееся оборудование позволяло без труда производить эту мебель.
  Для продавца качественная мебель та, которая имеет спрос, не требует больших складских помещений.
  Экономический фактор часто превалирует над эстетикой, поэтому мы видим в продаже изделия плохого вкуса, не пользующиеся спросом у той или иной группы потребителей.
  И наконец, как понимает качество потребитель (покупатель). Для него не существует технологических или производственных проблем, зачастую он плохо разбирается в стилевых направлениях, но хочет, чтобы его мебель была красивой, удобной, приемлемой по цене, хорошо размещалась в помещении.
  Как видим, наиболее полно отвечает требованиям потребителя позиция дизайнера.
  Поскольку дизайнер стоит в начале производственной цепочки, от него зависит, насколько его проект будет соответствовать требованиям различных потребительских групп. Начиная конструировать мебель, дизайнер должен прежде всего задуматься, для кого он трудится. Если он старается удовлетворить, угадать желания производителя, ему стоит перейти к чтению другой статьи. Если же он хочет сделать мебель функционально насыщенной, для людей, то стоит задуматься вновь, для какой социальной группы: для детей, молодежи, молодой семьи (с ребенком или без), для бездетной пары, одинокого человека (мужчины или женщины), пенсионера(ов). Градации размыты, внутри них существует множество вариантов. Важную роль играет и имущественное положение покупателя.
  Определив социальный портрет потребителя, необходимо выяснить тип жилища. Отдельная ли это комната, однокомнатная квартира, квартира с несколькими помещениями, где проживают другие члены семьи. Все это позволит определить номенклатурный состав наборов или комплектов мебели. В 70-е годы появилась градация жилья по типу проживания. Так, жилые комнаты подразделялись на «индивидуальную жилую комнату» (ИЖК), где проживал один человек, и «групповую жилую комнату» (ГЖК), где проживали два и более членов семьи. Наряду с этим сохранились понятия спальни, столовой, гостиной, кабинета и т. п.

  Такое деление уместно и сегодня. Разрабатывая мебель для молодого человека, например студента, живущего вместе с родителями, важно учесть его образ жизни. В такой комнате должны быть оборудованы мебелью все зоны, существующие в однокомнатной квартире, – зона сна (кровать, диван-кровать), умственного труда (стол рабочий), хранения одежды, книг (шкафы), отдыха (мягкая мебель, тумба для радиоаппаратуры), приема пищи (стол, стулья). Кроме того, к нему могут прийти гости. Не принимать же их в общей комнате, мешая родителям?
  Другое дело – комната молодой семьи или спальня в многокомнатной квартире. Двуспальная кровать обязательна. Вещей в два раза больше – необходим более габаритный платяной шкаф с разнообразными секциями. Если есть ребенок, то и для него должно быть предусмотрено место – кроватка, тумбочка, все это желательно отгородить какой-то ширмой. Как правило, хотя бы один из супругов работает, тогда, скорее всего, должно быть место для компьютера, хранения бумаг, документов, и для женщины – место для любительских занятий (вышивание, вязание, шитье).
  Давным-давно супруги жили в разных комнатах. Правильно это или нет – тема другой статьи. Но что делать, если один из супругов заболел? Конструкция кровати должна позволять и прием пищи и лекарств, и чтение в положении сидя, т. е. иметь ложе с «изменяемой геометрией». Последнее время на смену диван-кровати с «перелазом» пришли диван-кровати с трансформацией вперед. По фронту такие изделия занимают меньше места, но в  условиях, например, московских планировок неудобны, т. к. при разложении перегораживают всю комнату и требуют свободного места. Адресное проектирование предполагает не только удобство в эксплуатации, но и рациональное использование пространства.
  Дизайнер идет как бы от общего к частному: от решения всего интерьера помещения и процессов, происходящих в них, к созданию конкретного изделия, подчас со многими функциями.
  Особое место в проектировании и производстве мебели занимает мебель для людей преклонного возраста. О них в нашей стране всегда мало заботились. В основном декларировали почет. А жизнь пожилого человека очень специфична. Частые болезни, трудность в передвижении требуют особенной меблировки –  все необходимые вещи должны находиться под рукой.

  Наиболее мобильной с точки зрения приспособления к требованиям покупателя является кухонная мебель. Но и здесь это касается в основном привязки параметрического ряда изделий к размерам кухонь за счет различных доборов. Даже «джентльменский набор» кухонного гарнитура советского времени: контейнер для сухих отходов, часы, таймер, держатель крышек и чашек – практически утерян. Основное внимание уделяется дорогому комплектующему оборудованию – воздухоочистителям, плитам, духовкам. Проектирование кухонной мебели пошло по линии декорирования фасадов, сложных планировочных решений, подчас не отвечающих эргономическим требованиям, применению новых материалов. Все это хорошо, но не стоит забывать, что кухня – прежде всего производство. Пусть домашнее, но все же. И оно должно быть рационально организовано для всех потребительских групп с различным достатком и образом жизни. Домохозяйка эксплуатирует кухню интенсивнее, нежели business woman, отсюда и разная мебель, обстановка.
  Многие годы самым популярным мебельным товаром в нашей стране была и остается стенка. Сколько угодно можно говорить о том, что стенка вышла из моды, но от реалий советских квартир нам никуда не деться еще очень долго. Стенка – универсальная мебельная композиция. Но при этом не значит, что разным потребительским группам предлагается корпусная мебель, отвечающая их потребностям. Платяной шкаф, тумба под аудио- и видеоаппаратуру, сервант, бар. Но даже такой не самый необходимый элемент мебели, как бар, функционально не продуман. Поставил две-три бутылки, рюмки-бокалы вперемешку, нагроможденные коробки с приборами, все – места нет. Неужели бар нужен только для того, чтобы он был? А если человек вообще в нем не нуждается? Убрать его – вид стенки будет неполным.
  Многие фирмы предлагают покупателям действительно корпусную мебель, заказчик сам выбирает, что ему нужно. Но разве в состоянии рядовой врач, учитель, тот же студент купить это? К сожалению, то, что хорошо, у нас безумно дорого.
  Из такого трудного положения пытаются выйти мелкие фирмы-производители, предлагающие мебель на заказ, индивидуальную продукцию. Но заказать можно из определенного ассортимента, а что-то кроме – либо нельзя, либо дорого. Новое слово на российском рынке сказала шведская фирма ИКЕА. В их гипермаркете  люди с небольшим и средним достатком могут найти то, что им не только по вкусу, но и вмещается в их квартиры. Предлагаются комнаты студенту, молодой семье – вот примеры настоящего адресного проектирования.
  К сожалению, это зарубежный опыт, в нашей стране такое встретить пока трудно. Производитель должен не только зарабатывать, но и помнить о людях, которые хотят платить не за то, что им предлагают, а за то, что им хочется купить. Изготовление мебели – это не тупое сколачивание досок, а создание товара для людей с их особенностями, потребностями, возможностями. В силу этого руководителю предприятия стоит нанять одного толкового специалиста и выделиться из серой, безликой массы мебели, заполнившей наш рынок.

Вернуться к содержанию
АРХИВ НОМЕРОВ
1999
1
2000
23[4]56
2001
789101112
2002
131415161718
2003
192021222324
2004
252627282930
2005
313233343536
2006
373839404142
2007
43
По рубрикам
Выставки
Дизайн
Интервью
Компания
Комплектующие
Компьютерные технологии
Корпусная мебель
Кухни
Материалы
Мебельные системы
Мебельные университеты
Оборудование и материалы
Полезные мелочи
Представляем марку
Репортаж
Событие
Сотрудничество
Техника и технология
Торговля
Точка зрения
Фурнитура
От редакции
Ателье мебели
Создание сайта: Artspace.Ru