На главную 
 О журнале 
 Об издательстве 
 Сотрудничество и реклама 
English Version
 Сентябрь 41 
Я Б В ДИРЕКТОРЫ ПОШЕЛ...
Дмитрий ОЛЬГИН

В условиях рынка на директора свалилось множество тех же проблем, что существовали и раньше, в благословенные социалистические времена, но только обостренных до предела. К ним добавились и новые.
 

  Раньше любое предприятие принадлежало государству, в котором все было спланировано. Главная проблема для его директора состояла в выполнении производственного плана. Но чтобы обеспечить его, требовалось лишь организовать ритмичное поступление материалов и комплектующих. Ему не нужно было даже задумываться о сбыте продукции – все расписывалось заранее – и она, что называется, улетала с колес.
  В те времена директор должен был совершить что-то экстраординарное, чтобы министерство и райком партии приняли решение о его увольнении. Да и то, поскольку эта должность являлась номенклатурной, директора чаще всего просто переводили на другую работу. Предприятие при этом не закрывалось. Иногда оно даже выигрывало от смены директора – вышестоящая организация оказывала новому поддержку, выделяя оборудование или материалы.
  Сегодня все стало значительно сложнее.
  Главная проблема рынка – что производить и как, куда продать и по какой цене.
  В отличие от запада, где торговля сама ищет производителя и размещает у него заказ на свои наиболее продаваемые изделия, у нас изготовитель пока еще по-прежнему навязывает продажу своей продукции. Лишь единицы могут позволить себе изучать рынок, поскольку это весьма затратное занятие, требующее профессионализма и специальных знаний. Ведь основу нашей мебельной промышленности уже давно составляют не крупные фабрики, как это было еще в конце 80-х, а мелкие предприятия, имеющие весьма ограниченную производительность, которые по сегодняшним западным меркам можно отнести скорее к ремесленным.
  Помочь им правильно построить ассортимент своей продукции на основе исследований, анализа рынка и соответствующих расчетов пока у нас не может никто. Услуги немногих существующих маркетинговых агентств имеют для маленького предприятия запредельную стоимость, и к тому же достоверность результатов их исследований скорее всего окажется весьма сомнительной. Вот и вынужден наш директор принимать решения, оглядываясь на конкурентов и западный рынок, руководствуясь шестым чувством, а не пресловутой маркетинговой стратегией.
  Другая проблема подавляющего большинства небольших мебельных предприятий, созданных в 90-е, – полное отсутствие профессиональной организации производства. Если на средних и крупных социалистических мебельных предприятиях (а других просто не было) существовали отделы, отвечавшие за конструкцию изделия, технологию производства и качество продукции, где были заняты специалисты, имевшие достаточный опыт и профессиональное образование, то сегодня сплошь и рядом производством руководит практик, не имеющий даже представления о том, какая документация должна сопровождать производство изделия, а часто даже не умеющий читать чертежи! Это приводит к тому, что любая, даже пустяковая проблема решается методом мозгового штурма, когда половина коллектива бросает работу и начинает обдумывать свои предложения, наперебой высказывая их руководителю. А тот принимает решение, лучшее на его непрофессиональный взгляд, правильность которого можно будет проверить лишь путем проб и ошибок.
  Почти ни на одном из предприятий нет конструктора, имеющего специальное образование и способного самостоятельно создать изделие мебели, а не просто скопировать его с понравившейся фотографии. Считается, что конструктором может работать просто увлеченный молодой человек, владеющий Автокадом или другой программой по проектированию мебели.
  А технолог, способный грамотно разработать технологический регламент? Ведь без наличия определенных документов, по которым можно отследить качество, нельзя сертифицировать производство по ISO, что станет весьма актуальным уже очень скоро.
  Нет сегодня и веры в молодых специалистов, окончивших наши лесотехнические университеты, а потому и желания заполучить их к себе на производство.
  Беда нашего директора, ответственного на предприятии за все, – он просто не знает, у кого можно спросить, чтобы получить грамотную консультацию по специальным вопросам производства.

  Кто в свое время имел отношения с существовавшими когда-то и уничтоженными ныне институтами вроде ВНИИДмаш или ВПКТИМ, часто вспоминает о них и уверен, что нам и сегодня нужны какие-то консультационные центры, способные помогать в организации технологии, в осмысленном приобретении оборудования, в проектировании изделий и т.п. Но готовы ли мы достойно оплачивать их услуги?
  Вот и разрывается директор в поисках специалистов, способных организовать производство, хорошо зная, что их сегодня просто нет в природе. Он готов даже заплатить за их обучение, но курсов, готовящих конструкторов, дизайнеров, технологов, мастеров или рабочих-станочников, способных дать им практические знания, сегодня тоже нет. Сделанные уже многими попытки обучить специалистов за рубежом также окончились провалом: едва обученные там сотрудники, получив новую должность, немедленно отправились к конкурентам, получив там большую зарплату, и просто растворились в отрасли...
  Влияет ли сегодня уровень зарплаты на качество труда рабочего и его заинтересованность в конечном результате, почему он по-прежнему очень часто делает свою работу так, как умеет и не стремится сделать ее лучше, требуя от руководства повысить уровень его знаний и квалификацию? Большинство руководителей с досадой отмечают, что «никто работать не хочет», а повышение зарплаты воспринимается как данность и не служит мотивом для лучшего отношения к работе. И именно из-за этого директор должен сделать так, чтобы его производство не зависело от личности работника, а качество продукции обеспечивалось всем его коллективом. Но для этого нужно построить систему, что вряд ли может сделать руководитель-самоучка, которого тоже никто не учил руководить и организовывать!
  Говорят, что себестоимость нашей мебели сравнима с розничной ценой мебели того же класса в Европе. Есть ли у наших предприятий резервы по снижению издержек производства, или мы по-прежнему будем умолять государство поддерживать высокие пошлины на импортируемую мебель? Будем, поскольку при отсутствии грамотно построенной технологии, а соответственно, и организации правильного учета трудовых и материальных затрат просто невозможно найти источники экономии. Причем, для этого тоже нужен экономист, а не просто бухгалтер. И это – опять же, проблема директора, которую он решает в одиночку, а часто – не решает вовсе, просто списывая на себестоимость все расходы предприятия.
  Можно с уверенностью утверждать, что если, дай Бог, в стране случится мебельный бум, то наши предприятия просто не смогут обеспечить удовлетворение возросшего спроса, быстро развив свои мощности. Сегодня есть лишь единичные случаи, когда строятся новые комплектные мебельные производства, а большинство производителей по-прежнему обходится лишь частичной модернизацией своих очень небольших предприятий. Нет никакого сомнения, что мебель продается, будет продаваться и ее производство все-таки выгодно. Причем, изыскать сегодня заемные средства для развития, а потом вернуть их – не проблема. Не в том ли дело, что владельцы относительно новых мебельных фабрик, организованных лет десять назад, удовлетворены своими доходами и просто не считают нужным увеличивать их путем развития принадлежащих им предприятий? И это тоже одна из актуальных проблем директора, не являющегося владельцем и часто вынужденного изымать средства из оборота для выплаты дивидендов наличными.
  Но производство всегда требует совершенствования технологии, ремонта имеющегося оборудования и приобретения нового. При отсутствии собственных специалистов и грамотных советчиков со стороны, директор вынужден доверять словам менеджеров потенциальных поставщиков, трепетно желающих продать ему свой товар. Но как оценить уровень квалификации продавцов наших фирм, поставляющих материалы, комплектующие и оборудование для мебельного производства, и качество их советов? Могут ли они сегодня дать грамотную профессиональную консультацию и оказать реальную помощь производству? К сожалению, – нет! Большинство из них по-прежнему слишком мало разбирается в том, что пытается продать. Вот и остается главным критерием выбора оборудования пресловутое «соотношение цена / качество», приводящее к нарастанию отставания нашего мебельного производства от мирового уровня. Впрочем, проблемы отрасли мало волнуют директора, занятого своим предприятием. Сплошь и рядом считается, что если приобрести дешевое оборудование, окупить его за год, а на второй – получить прибыль, то можно сразу на замену купить такое же новое. То есть, здесь все просто, и хоть это-то у многих наших руководителей уже давно решено!
  Проблем у каждого директора много. О финансовых и о налоговых мы не будем даже упоминать. При сложившемся производстве с его производственными связями директору, как ему кажется, нет нужды задумываться о революционных преобразованиях. Он считает, что проблемы нужно решать по мере их возникновения. Где-то вдалеке от Москвы можно не думать о вступлении в ВТО или о прогнозируемом скором появлении на нашем рынке мебели из Китая в массовом масштабе. К тому же, надежных статистических данных о состоянии потребления мебели в нашей стране по-прежнему нет. Но судя по телепередачам, где показывают быт наших людей, по посещениям знакомых и друзей, можно понять, что мебель нужна всем. Это успокаивает. Вот и продолжает наш директор решать текущие проблемы, затыкая дыры, только изредка вспоминая о планомерном развитии производства и сбыта, думая про себя: «А не послать ли все это... Пока не уволили...»

Вернуться к содержанию
АРХИВ НОМЕРОВ
1999
1
2000
23456
2001
789101112
2002
131415161718
2003
192021222324
2004
252627282930
2005
313233343536
2006
37383940[41]42
2007
43444546
По рубрикам
Выставки
Дизайн
Интервью
Компания
Комплектующие
Компьютерные технологии
Корпусная мебель
Кухни
Материалы
Мебельные системы
Мебельные университеты
Оборудование и материалы
Полезные мелочи
Представляем марку
Репортаж
Событие
Сотрудничество
Техника и технология
Торговля
Точка зрения
Фурнитура
От редакции
Торговый дом
Создание сайта: Artspace.Ru