На главную 
 О журнале 
 Об издательстве 
 Сотрудничество и реклама 
English Version
 Февраль 43 
ВЕК ИНФОРМАЦИИ, НО БЕЗ ИНФЫ?
Сергей ПЛАТОНОВ

Даже беглый взгляд на нынешнее состояние нашей мебельной промышленности показывает, что процесс ее формирования заново, происходивший в 90-х годах, завершен.
 

  Ажиотажный спрос давно закончился, население напрочь забыло о том, что такое дефицит, учится разбираться в качестве изделий и перестало приобретать первое, попавшееся на глаза. Предложение мебели на рынке страны, с учетом импорта, уже превышает спрос, и в развитии предприятий наступила некоторая пауза.
  Но темные по вечерам окна уже давно построенных домов и постоянно декларируемое руководством страны развитие программы по расширению строительства жилья дают основания полагать, что она может оказаться относительно недолгой.
  Как сказано в Писании, «имеющий уши, да слышит!». То есть время нужно использовать сегодня для оценки действительного положения предприятия на рынке, его возможных перспектив и выбора направлений развития. Но для этого нужно обладать сначала хоть какой-то информацией. Причем не только в области экономики и возможностей существующих и потенциальных конкурентов, но и в области развития технологии производства.
  Не секрет, что пришедшие в отрасль владельцы и руководители предприятий в большинстве своем не имеют специального образования в области деревообработки. Чтобы грамотно организовать свое производство, они поначалу пытались найти и принять на работу специалистов из других мебельных предприятий, но скоро разочаровались в этом: уж больно разнились подходы к делу бывших государственных и вновь создаваемых частных предприятий. Из-за этого в мебельной промышленности, как и во всех других отраслях, была утеряна преемственность поколений, и специалистам, достигшим пенсионного возраста или уже давно перешагнувшим его, было некому передать свои знания, а молодежи, наоборот, – не от кого их получить, потому что «деды» отстали от теперешней жизни, большинство из них перестало в ней что-нибудь понимать, а иногда и просто замкнулось в себе.
  Но новые знания все равно нужны всегда. И получить их хочется без затрат времени на систематическое изучение основ, как бы в виде некоей квинтэссенции  –  готового дайджеста или хрестоматии, причем без отрыва от производства и без значительных затрат времени и средств.
  Беда наша в том, что начавшие около десяти-пятнадцати лет назад свое дело двадцатилетние молодые люди, будучи целиком вовлеченными в него, не имели возможности учиться специальности и не придавали значения таким «мелочам», как конструкция мебели, формулы расчета производительности станков и их конструкция, технология производства и построение технологического процесса, режимы обработки и т.д. Но, когда они выросли, их бизнес стал уже успешным и пришла определенная стабильность, появилось время осмотреться вокруг и понять, что на современном уровне бытия их собственная некомпетентность и непрофессионализм в дальнейшем принесут сплошные убытки. Но на четвертом или пятом десятке лет садиться за парту уже поздно.
  Конечно, можно было бы получить еще один диплом методом модного нынче дополнительного образования. Но наши учебные заведения всегда были оторваны от практики. Информацию о новинках техники и технологии они получали, в основном, из отраслевых исследовательских и проектных организаций. После того как в последние десять лет те были уничтожены, они вообще остались без нее и сегодня вряд ли смогут научить наших практиков чему-нибудь полезному.
  Пусть и без «научного» осмысления, по-дилетантски, но они уже давно применяют самые современные материалы и технологии, используют пусть и не самое лучшее, но современное оборудование, которое «профессорам» известно лишь по рекламным проспектам. Практические знания, известные преподавателям, они переросли уже давно.
  Где же тогда получить такие нужные знания и информацию? Достаточно поглядеть на полки наших книжных магазинов или просмотреть сайты книготорговцев, чтобы понять, что полезная для специалистов литература у нас не издается. Многие руководители отечественных мебельных предприятий в принципе отрицают возможность получения полезной информации и нужных знаний внутри нашей страны. Лучшими их источниками они считают прямое общение со специалистами инофирм и посещение зарубежных предприятий и выставок. И они правы – общение с первоисточником всегда дает наилучший результат. Но только для них самих. Средств для того, чтобы постоянно отправлять всех своих специалистов за границу, у них явно не хватит. К тому же, получаемая столь дорогим способом информация всегда будет эпизодической, отрывочной и неполной. И годится она разве что для решения конкретных практических задач, причем достаточно узких. И тогда остается надежда лишь на постоянное получение информации путем регулярного прочтения специальных отраслевых журналов. Благо их издается теперь великое множество.
  Вера в правдивость всего напечатанного в нашем народе неизбывна. Но издание любого журнала – отнюдь не благотворительная акция, затеянная меценатом. Это нормальное производственное предприятие, призванное приносить прибыль. Даже и не думайте, что журналы существуют за счет подписки. Сравните сами количество изданий, довольно регулярно получаемых вами по почте наряду с выписанными. Частное от деления будет бесконечно большим, поскольку в знаменателе скорее всего окажется ноль.
  Это означает, что все наши журналы, как и во всем мире, существуют за счет публикуемой в них рекламы и рекламной информации, изложенной в виде статей.
  Главным источником новой, а иногда и полезной информации в этих статьях являются фирмы, поставляющие на рынок свою продукцию.
  Те, кто имеет возможность просматривать или даже читать зарубежные специальные журналы, наверное заметили, что в них практически нельзя найти статей, содержащих какую-то основополагающую, начальную или обучающую информацию, то есть дублирующих учебники. Если в них и встречаются такие статьи или информационные материалы, то можно быть уверенным, что их содержание призвано обратить внимание на конкретную технологию или способы производства, разработанные их поставщиком, и по сути представляют собой лишь скрытую рекламу. Невозможно встретить ни в одном иностранном журнале статьи, анализирующие и тем более сравнивающие между собой конкретные модели оборудования разных фирм-изготовителей. С чем это связано? Отнюдь не с отсутствием грамотных специалистов, способных провести такой анализ. Дело в том, что на Западе существуют законы о добросовестной конкуренции, прямо запрещающие порочить продукцию других фирм, причем не только в печатных изданиях, но и любыми другими способами. Даже просто обсуждать ее недостатки считается некорректным, неприличным и не практикуется никогда.
  Кроме того, чтобы анализировать достоинства и конструктивные недостатки той или иной модели оборудования, нужно досконально знать все ее аналоги, собственными руками и глазами оценить тонкости конструкции и мотивы, определявшие решения проектировщика и изготовителя. Это недоступно и опытнейшим наладчикам, как правило хорошо знающим только ограниченное количество моделей станков. Эксперта, который взялся бы однозначно выделить среди всех аналогов лучшую по всем параметрам модель станка, нет и во всем мире. Но если отрицательное мнение эксперта будет опубликовано, оно станет равносильно приговору той или иной фирме или сразу нескольким.
  Беда всех наших отраслевых журналов и в том, что специалистов, глубоко знающих практические вопросы, способных сообщить отрасли что-то новое и действительно полезное, почти не осталось. И если начать вчитываться в публикуемые материалы, оказывается, что буквально большинство представителей наших фирм, поставляющих материалы или оборудование, пишущих журнальные статьи о своей продукции, довольно слабо представляют себе предмет.
  Свидетельство тому – неточная, а иногда и просто варварски непрофессиональная лексика, незнание действительных преимуществ предлагаемой продукции, а часто и выводы, полностью не соответствующие действительности и вводящие читателей в заблуждение. Понятно, что любой журнал вынужден доверять своим авторам и не может проверять каждое их слово или утверждение. А это требует от читателя критического восприятия и проверки любой информации, полученной со страниц печатных изданий.
  Еще хуже обстоит дело с публикациями в интернете. Если вы имеете собственный сайт, то знаете, насколько трудно заставить своих специалистов сделать его профессионально информативно и вовремя обновлять. Сайтов, из которых потенциальный покупатель может почерпнуть полезную информацию, способных заинтересовать его и побудить к дальнейшему общению с поставщиком – буквально единицы. Но очень заметны сайты, информация в которых изложена впопыхах, неряшливо, откровенно переписана с чужих. Это конечно же может порадовать конкурентов, но только не самих владельцев.
  Об отсутствии в стране статистики и экономической информации, позволяющей судить о тенденциях рынка, не стоит даже упоминать. Она появляется в печати крайне редко, тут же подхватывается другими изданиями, которые, как правило, на ее основе готовят свои материалы, отчего она искажается до неузнаваемости, хотя и с самого начала обычно «не страдает» достоверностью.
  Итог довольно мрачен: в стране нет материалов, пригодных для оценки рынка, нет учебников и учебных пособий, отсутствует доверие к отраслевым журналам.
  Остается одно: собирать и бережно хранить старые (а заодно и все новые) учебники, доставать и читать иностранные журналы, находить возможность чаще отправлять своих специалистов за рубеж и все-таки выписывать отечественные отраслевые журналы. Других возможностей получить информацию просто нет. А без нее нет и будущего.

Вернуться к содержанию
АРХИВ НОМЕРОВ
1999
1
2000
23456
2001
789101112
2002
131415161718
2003
192021222324
2004
252627282930
2005
313233343536
2006
373839404142
2007
[43]4445464748
По рубрикам
Выставки
Дизайн
Интервью
Компания
Комплектующие
Компьютерные технологии
Корпусная мебель
Кухни
Материалы
Мебельные системы
Мебельные университеты
Оборудование и материалы
Полезные мелочи
Представляем марку
Репортаж
Событие
Сотрудничество
Техника и технология
Торговля
Точка зрения
Фурнитура
От редакции
Торговый дом
Создание сайта: Artspace.Ru