На главную 
 О журнале 
 Об издательстве 
 Сотрудничество и реклама 
English Version
 Март 44 
ВТО, ПРОДУКТ И АВТОРСКОЕ ПРАВО
Сергей ПЛАТОНОВ

Одним из препятствий к вступлению нашей страны в ВТО стала неспособность государства обеспечить защиту в ней авторских прав. В основном это касалось, конечно же, контрафактных изданий музыкальных произведений зарубежных авторов, видеозаписей, компьютерных игр и программ, распространяемых на каждом углу и до сих пор.
 

  В других отраслях эта проблема у нас почему-то не поднимается – видимо потому, что наше авто- и станкостроение приказали долго жить, чужих патентов не применяют за полной их ненадобностью, и, наверное, даже разучились разрабатывать и изготавливать новую продукцию. Но в нашей мебельной промышленности, наоборот, новые изделия появляются постоянно, но все время оказываются как-то странно похожими или почти одинаковыми у разных изготовителей. А все потому, что безжалостно копируются с зарубежных проспектов или фотографий.
  Впрочем, российское законодательство в области авторского права вполне соответствует мировому и позволяет обладателю интеллектуальной собственности, оформленной, например, в виде патента, полностью защитить свои права, обратившись в суд. Другое дело, что зная нашу судебную практику, любой правообладатель уже заранее уверен в бесполезности этого. На сбор доказательств и справок, разъезды по стране, наем юристов и адвокатов потребуются значительные суммы, и совсем не факт, что они возвратятся, даже если это будет предусмотрено судебным решением – наши судебные исполнители довольствуются обычно получением суммы судебных издержек, после чего теряют интерес к делу насовсем.
  За незаконное использование товарного знака законом предусмотрена судебная, административная и даже уголовная ответственность. Причем в измененном законе имеются новые нормы, предоставляющие владельцам товарных знаков дополнительные возможности по реализации своего исключительного права. Так, в отношении нарушителя установлена такая санкция как «уничтожение за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок в случае невозможности удаления с них незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения». Кроме того, правообладатели таких объектов «вместо требования о взыскании причиненных убытков вправе требовать» от нарушителя «выплаты определяемой судом денежной компенсации в размере от 1 тысячи до 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда» – суммы, по сути своей, мизерной.
  Но, хотим мы того или нет, защищать свои изделия от копирования нам придется. Уже скоро, после вступления в ВТО, наш рынок будет открыт для многих товаров, которые и сегодня-то дешевле изготовленных внутри страны, а после устранения таможенных барьеров могут начать продаваться по смешным ценам. При этом нужно помнить, что правительство при проведении переговоров с международным сообществом никак не защищает наш мебельный рынок, считая его недостойным внимания. Если учесть уже существующее давление на наш мебельный рынок с Запада, то становится понятно, что будущее нашей мебельной промышленности довольно мрачно и может стать похожим на нынешнее положение дел в автомобильной промышленности, станкостроении или текстильном производстве... Единственным преимуществом наших мебельщиков на определенный период времени еще остаются лучшее знание менталитета потребителя, его бытовых и жилищных условий изнутри. Внимательное изучение ежедневных потребностей не только жителя Москвы и Санкт-Петербурга, но и населения малых городов, сел, еще уцелевших деревень и фермерских хозяйств могло бы привести к разработке мебели специально для этих совсем не заполненных и никогда не заполнявшихся ниш.
  Никто, конечно же, не призывает проектировать кровать, на которой можно спать в телогрейке и резиновых сапогах, но сделать проект шкафа и тумбы для хранения телогрейки и этих сапог – можно, поскольку городская мебель даже по функциональным размерам не подходит к условиям села. То же касается мебели для кухни, других хозяйственных и жилых помещений в квартирах и домах небольших населенных пунктов – в деревянном рубленом доме негде разместить стенку, да и не нужна она в нем. Тот, кто захочет найти для себя новые рыночные ниши и разработает новые изделия, имеющие свою «фишку», должен будет оградить себя и свою «поляну» от вторжения подражателей. Единственный способ сделать это – обеспечить юридическую защиту своих изделий и их новизны.
  Сегодня существуют два основных института, осуществляющих регулирование прав на объекты интеллектуальной собственности, основанные на различных принципах: авторское право и патентное право.
  Авторское право возникает в силу факта его создания, и для его фиксации не требуется осуществления каких-либо формальностей, т.е. регистрировать где-либо или оформлять созданное произведение нет необходимости.
  Прямое указание на мебель как объект авторского права в законе отсутствует. Однако, учитывая, что этим правом охраняются произведения искусства, невозможно отрицать причастность к ним и мебели – в законе перечислены живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн и декоративно-прикладное искусство. К ним вполне можно отнести и мебель со всеми вытекающими правовыми последствиями. Но «авторское право не связано с правом собственности на материальный объект», из-за чего объем и надежность охраны мебели нормами авторского права менее эффективны, чем предоставляемые патентным правом.
  Объектами патентного права являются изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Причем, если первые два относятся к конструкциям, технологиям, составам и их использованию по новому назначению, то к промышленным образцам относится художественно-конструкторское решение, определяющее внешний вид и форму изделия.
  Кроме эстетических характеристик, форма изделия должна соответствовать и требованиям эргономики, т.е. удобства и простоты пользования. Достижение этих параметров осуществляется при художественном конструировании изделия, что обычно именуется дизайном, а охрана этих качеств товара в рамках патентного права осуществляется с помощью промышленного образца. Патентный закон Российской Федерации относит к промышленным образцам «художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид». Одновременно закон устанавливает и критерии патентоспособности промышленного образца – он должен быть «новым и оригинальным». При этом, если под новизной понимается совокупность новых существенных признаков промышленного образца, делающая изделие привлекательным в глазах потребителя, то под оригинальностью – творческий характер особенностей изделия.
  Авторы и патентообладатели промышленных образцов наделяются Законом личными и имущественными правами. Нарушенные права авторов и патентообладателей защищаются в судебном, административном или уголовном порядке в зависимости от характера и вида нарушения. Но без понимания специфики законодательства по интеллектуальной собственности, без проверки патентной чистоты изделий, в особенности тех, с которыми собираются выходить на международные рынки, можно в результате получить только убытки от продажи даже очень хороших товаров. В советские времена патентная служба была организована на каждом предприятии. Сегодня этого нет. Но есть фирмы, которые осуществляют защиту авторских прав.
  И давно настало время не бездумно копировать чужие изделия, а придумывать свои, профессионально защищая их уже от чужого копирования и подделки.
  Только так можно остаться на рынке в условиях грядущих перемен!

Вернуться к содержанию
АРХИВ НОМЕРОВ
1999
1
2000
23456
2001
789101112
2002
131415161718
2003
192021222324
2004
252627282930
2005
313233343536
2006
373839404142
2007
43[44]45464748
По рубрикам
Выставки
Дизайн
Интервью
Компания
Комплектующие
Компьютерные технологии
Корпусная мебель
Кухни
Материалы
Мебельные системы
Мебельные университеты
Оборудование и материалы
Полезные мелочи
Представляем марку
Репортаж
Событие
Сотрудничество
Техника и технология
Торговля
Точка зрения
Фурнитура
От редакции
Группа компаний "РУССКИЙ ЛАМИНАТ"
Создание сайта: Artspace.Ru