На главную 
 О журнале 
 Об издательстве 
 Сотрудничество и реклама 
English Version
 Март 44 
ПОЕХАТЬ ИЛИ ПОДОЖДАТЬ? В ГАННОВЕР ИЛИ НА КАНАРЫ?
Герман ФЕРСМАН

Этот вопрос задают себе многие, когда речь заходит о посещении бИеннале «Lignaplus» в Ганновере, которая в этом году состоится с 14 по 18 мая.
 

  Действительно, поездка двух человек на выставку в Германию (и в Италию – тоже) по своей стоимости сопоставима с ценой иного станка. К тому же всегда стоит проблема получения Шенгенской визы, которая каждый день все более усложняется, несмотря на искренние старания нашего Президента.
  Но это – не главное, поскольку консульский отдел Посольства ФРГ в Москве обещал устроителям выставки, что визы для ее посещения при наличии у заявителя всех необходимых справок и документов будут выдаваться за 3 – 4 дня. К тому же, в организации самой поездки – в заказе гостиницы и трансфера могут помочь наши специализированные турфирмы, услуги которых относительно недороги и вполне доступны.
  Прошли и те времена, когда, к примеру, в начале 90-х, стоимость кружки пива в Германии равнялась в переводе на рубли цене пары добротной обуви здесь. Сегодня некоторые продукты там дешевле, чем в Москве, а хороший качественный обед в любом ресторане стоит раза в два меньше.
  Поэтому речь идет не о деньгах – любое нормально функционирующее предприятие всегда может наскрести достаточно средств, чтобы отправить двоих-троих руководителей и специалистов на эту выставку.
  Важно совсем другое. Для того, чтобы понять это, нужно чуть-чуть отвлечься от самого процесса принятия решения и попробовать оценить сведения, которые предоставляются сегодня организаторами выставки и немецкой ассоциацией производителей деревообрабатывающего оборудования (VDMA). А они весьма любопытны.

  Так, в 2004 году (новее данных пока нет) общемировое производство мебели оценивается в 222 млрд. евро (рис. 1). По сравнению с предыдущим годом его рост составил 1,4%. В рамках всего этого объема больше всех мебели производят (57 млрд. евро) и импортируют (18,2 млрд.) США. За ними следуют Германия, Великобритания и Франция. Любопытно, что Китай, который по производству древесных плит вышел недавно на первое место в мире, по производству мебели находится на четвертом месте (после США, Италии и Германии), что при его населении, в общем-то, не удивительно. Но эта страна опередила всех и по экспорту мебели, который уже достиг почти 14 млрд.евро! Заметим, что емкость всего нашего мебельного рынка по некоторым оценкам составляет всего четыре – четыре с половиной миллиарда евро. Это означает, что вакуум на нем уже заполняется и будет заполняться импортом.

  При этом, Россия уже много лет находится в первой десятке импортеров оборудования для лесопиления, деревообработки и производства мебели и занимает почетное четвертое место в мире (рис. 2) – после США, Китая (КНР) и Германии. Германия тоже приобретает по импорту достаточно много оборудования, и понятно, что большинство его поступает из Италии. Италия, будучи сама одним из крупнейших производителей такого оборудования, практически не приобретает его по импорту и в диаграмме находится в числе «прочих». В России же станкостроения теперь просто нет, а путного деревообрабатывающего – не было никогда. Однако, любопытно, что несмотря на расхожее мнение о любви наших производителей к покупке только самого дешевого оборудования, в нашем импорте Тайвань находится на достаточно низком четвертом месте (по данным VDMA), а объемы поставок оттуда не достигают и пяти процентов, хотя номенклатура оборудования, выпускаемого в этой стране, ничуть не уступает немецкой и итальянской.
  Тайвань уже долгие годы находится на третьем месте в мире по производству и экспорту деревообрабатывающего оборудования, сразу после Германии и Италии, опережая Японию, КНР и США. Этот факт связан с тем что, поддерживая экономику Тайваня, США после войны инвестировали огромные средства в развитие станкостроения на острове, переместив на него производство различного оборудования, не имевшего стратегического военного значения. В настоящее время то же происходит и с европейскими фирмами, которые мало-помалу организуют производство деревообрабатывающего оборудования в КНР. В результате, Китай опередил по объему его производства США, еще десять лет назад находившиеся на четвертом месте и производящие сегодня, в основном, лесозаготовительное и лесопильное оборудование, по большей части пригодное для обработки древесины неевропейских пород. Но мировое первенство в области оборудования для деревообработки и мебельного производства все равно удерживает и будет удерживать еще долгие годы Германия, где эта отрасль является одной из основных во всей промышленности.
  Считается, что экономический кризис, начавшийся в Европе в конце 90-х годов, в основном преодолен, и Германия вновь увеличивает выпуск этого оборудования (рис. 3). Но за последние десять лет многие немецкие фирмы фактически прекратили свое существование, перешли под управление других, сохранив, впрочем, свои бренды, а некоторые были перепрофилированы на производство иной продукции. Одновременно были организованы новые – сотрудниками, не захотевшими работать в изменившихся условиях и решившими применить свои знания по-новому, создав свои собственные фирмы. И выбор оборудования по-прежнему просто огромен.

  При этом в Германии сохраняются два (и даже три) направления в его разработке – для мощных предприятий, производящих изделия деревообработки и мебель серийно, для мелких и средних предприятий, выпускающих изделия по заказу потребителя, и для мелких индивидуальных ремесленных производств.
  Считается, что оборудование для выпуска крупносерийной и массовой продукции должно обеспечивать производство изделий низкого ценового уровня, предназначенных для оптовой реализации на международном рынке, причем основной показатель ее конкурентоспособности – соотношение цены и качества. Производство изделий по заказу нацелено на сбыт продукции через небольшие магазины и продажи непосредственному заказчику. Она должна изготавливаться малыми партиями или даже штучно, и может иметь высокий уровень цен. Основной показатель ее конкурентоспособности – сочетание высокого уровня дизайна и добротности изделия. Оборудование, предназначенное для таких предприятий, отличается мобильностью и универсальностью, но при организации производств на его основе уже отсутствует стремление к полной автоматизации и реализуется новый лозунг: не столь важно, сколько работает людей, нужно, чтобы обеспечивалось высокое качество!
  План будущей выставки «Lignaplus 2007» показывает, что оборудование для производства мебели займет более трети ее площадей. Еще четверть – оборудование для ремесленных производств, тоже производящих мебель, но из массива древесины.
  Исторически сложилось, что каждая станкостроительная фирма готовится к этой выставке по нескольку лет и всегда показывает на ней свои самые последние разработки, которые могут составить в будущем основу новых технологий. Так, например, случилось в 1965 году, когда фирма Homag впервые продемонстрировала свои работающие на клее-расплаве серийные кромкооблицовочные станки, которые есть теперь на каждом предприятии.
  Наша проблема в том, что мы почему-то не ощущаем или просто не хотим замечать грядущего дальнейшего обострения конкуренции на рынке мебели. Многие, не заботясь о собственном выживании, почему-то упорно считают, что население страны неопределенно долго будет покупать ту же мебель, изготовленную чуть ли не в подвале, на самом дешевом оборудовании, не обеспечивающем ни качества, ни производительности, а рентабельность производства будет по-прежнему достигаться за счет высокой цены изделий.
  Кажется, что никто почему-то не боится остаться не у дел. Где-то даже прозвучала мысль о том, что выбытие с нашего рынка разорившихся мебельных предприятий постоянно перекрывается созданием новых.
  Беда в том, что и новые-то опять оснащаются путем приобретения самого что ни на есть дешевого оборудования, предлагаемого отечественными станкоторговыми фирмами, не имеющими на своих складах действительно современного, которое приобретают сегодня (в своем отечестве) их будущие зарубежные конкуренты. Это, впрочем, не вина наших торговцев станками – они предлагают то, что могут продать, а лишние затраты на покупку того, что, быть может, будет устаревать потом на их складах годами, было бы для них разорительной глупостью! И они, не веря в успех продажи дорогого оборудования, просто не изучают его, не рекламируют и не заказывают у изготовителей.
  Но если основным станком на большинстве наших предприятий будет по-прежнему оставаться «форматно-раскроечный», а кромку мы будем клеить утюгами и «вирутексами», то выбывшие будут очень скоро заменяться новыми, хорошо оснащенными, с правильно организованной технологией, но уже с иностранным капиталом. Начало этому было положено в производстве древесностружечных плит, но есть хорошо известные примеры и в мебельном.
  Развивать и совершенствовать производство мешает, отнюдь, не отсутствие средств на техническое перевооружение предприятия. Способов изыскать их сегодня множество. Важно, чтобы вложения оказались эффективными и вовремя окупились. А для этого, помимо многого другого, нужно самим прочувствовать направления развития отрасли, тренды, понять, чем будут располагать или уже располагают настоящие и будущие конкуренты, которые уже действуют или в скором времени будут действовать на нашем рынке. А это можно сделать только оказавшись с ними на одной территории, в одной атмосфере, в одних условиях.
  Вот и решайте, нужно ли по-деловому посетить выставку «Lignaplus» в стране главного производителя оборудования для производства мебели, где будут представлены практически все его изготовители со всего мира, или лучше просто спокойно потратить заработанное на производстве мебели на поездку с семьей в Турцию, на Канары или даже в Таиланд!

Вернуться к содержанию
АРХИВ НОМЕРОВ
1999
1
2000
23456
2001
789101112
2002
131415161718
2003
192021222324
2004
252627282930
2005
313233343536
2006
373839404142
2007
43[44]45464748
По рубрикам
Выставки
Дизайн
Интервью
Компания
Комплектующие
Компьютерные технологии
Корпусная мебель
Кухни
Материалы
Мебельные системы
Мебельные университеты
Оборудование и материалы
Полезные мелочи
Представляем марку
Репортаж
Событие
Сотрудничество
Техника и технология
Торговля
Точка зрения
Фурнитура
От редакции
Группа компаний "РУССКИЙ ЛАМИНАТ"
Создание сайта: Artspace.Ru