На главную 
 О журнале 
 Об издательстве 
 Сотрудничество и реклама 
 Наши партнеры 
English Version
 Ноябрь 54 
КРИЗИС: БЕЗ ДРАМАТИЗАЦИИ...

  Наверное, сегодня разве что малые дети не слышали о разразившемся во всем мире финансовом кризисе. Докатился он и до России. О том, как сказывается сложившаяся ситуация на бизнесе, в частности мебельном, мы попросили поделиться своими мыслями Президента компании Global Edge Михаила Валерьевича Лифшица.
 

  М.О. Одинаков ли кризис для тех, кто занимается оборудованием, и тех, кто производит из древесины продукцию?
  М.В. Безусловно, общего много, но основная разница – в рисках. У нас много партнеров в Европе, которая первой попала «под удар». Поэтому мы, например, чтобы не рисковать деньгами заказчиков и одновременно держать поставщиков «в тонусе», перешли на сделки с западными партнерами по аккредитивам. Тем не менее, опасения остаются, поскольку события могут развиваться по самому непредсказуемому сценарию: например, еще вчера в американском «Леман Бразерс» платили премии, а на следующий день всех уволили.
  Спрогнозировать, как выдержит удар деревообрабатывающая отрасль в целом, очень сложно. Пока налицо некий перекос — финансовый рынок живет своей жизнью, экономика — своей. Первая очевидная тенденция – отток западного капитала из отрасли. По логике вещей в этом случае должно произойти замещение западных заимствований государственными. Этого не происходит. Встает вопрос – что же на самом деле с нашими фондами? У меня ответа нет. Если в мире треснули самые надежные и работавшие инструменты — государственные, ипотечные, то в чем и на сколько были сохранены деньги, о которых говорит министр финансов Кудрин?! Если в активах, то вопрос в доступе — как быстро обернуть их в деньги и пустить в экономику?!
  Если же денег нет, но их выдают, это называется инфляция. Яркая иллюстрация — 1998 год. Накачивание экономики печатным станком — одна из теоретических предпосылок инфляции.
  Взгляните на нашу отрасль. Что такое «деревяшки»? Строительство и мебель. Строим, нужна мебель. Не строимся, потребность в мебели отпадает или значительно снижается. Поэтому первыми пострадали экспортеры мебели. Если говорить о нашем заказчике, работающем на внутренний рынок, то еще непонятно, как ситуация будет развиваться, но спад почувствовали уже все участники рынка.
  Позиция у населения вполне понятна и прогнозируема — все затаились. Наблюдают за курсом валют. Далее последует всплеск покупательской активности — деньги-то могут обесцениться. Непонятно, как сохранить накопленное – в рублях, долларах, евро?! Все плохо. Остается золото, менее удобное при продаже, по сравнению с валютой. Поэтому, на мой взгляд, можно ожидать, что часть денег выплеснется на потребительский рынок.
  Долгосрочную перспективу я бы охарактеризовал как разнонаправленную. Вспомним, какие были проблемы в отрасли. Издержки — сырьевые, энергетические, трудовые — измотали всех.
  Президент сказал – надо платить зарплату большую, все начали платить, не только большую, но и белую. С сырьем тоже все понятно — лесных дорог так и не появилось. Наше плитное производство придавлено борьбой с коррупционной составляющей. Подытожим сказанное: чтобы произошло оздоровление, нужно сделать две вещи – либо серьезно поднять цены, либо сократить, и серьезно, издержки.
  Но, если поднять цены, найдутся ли покупатели? Вряд ли. А если издержки... Вы можете вспомнить, чтобы в нашей стране что-то подешевело?! Сокращать людей?! Мне — некого. Работают 200 человек, и каждый на своем месте! Кого — подсобника, слесарей, операторов станков с ЧПУ? Все они – звенья в одной цепи. Остается зарплата. Понижать официально — не даст государство. «Неофициальным» регулятором наших доходов станет инфляция, которой по силе обесценить нашу белую зарплату процентов на 30 и одновременно подкорректировать ситуацию.
  Да, это плохо – для накопления, для населения. Но вернемся к 1998 году. Тогдашний кризис имел положительные последствия в макроэкономическом масштабе. Издержки стали ниже, отстали от инфляции, и реальная экономика получила фору.
  Любой кризис – это некая точка, когда «низы не могут, верхи не хотят», а дальше все пойдет в плюс или минус. Поскольку в минус верить не хочется, остается только плюс.
 
  М.О. Что будет с продажами оборудования, каковы опасения в области развития отечественного реального сектора?
  М.В. Говоря о продажах оборудования, хочу отметить, что сейчас вряд ли произойдет какой-то пересмотр ассортимента и поставщиков. Рынок сегментирован и структурирован. Вопрос о происхождении оборудования сегодня уже вторичен.
  Конечно, мечта о наших – российских – станках никогда не перестает существовать. Хотя всем понятно, если начать делать здесь и сейчас, мы получим оборудование дороже, чем итальянское, немецкое и любые другие аналоги. Почему? Схема поставки комплектующих заводами-изготовителями уже давно отработана. У нас ее нужно будет создать заново. Создавать то, что Европа создавала в течение последних 20-30 лет. Это только первая проблема.
  Поделюсь впечатлениями: в Италии посещаю производство своего поставщика — он построил цех, 6000 кв. метров. Впечатляет все – красиво, чисто. Подхожу к стене – по толщине это всего 10 см бетона. У него нет снеговых нагрузок, тепла и прочих сложностей, которых у нас в избытке. Поэтому сегодня тамошние издержки ниже, чем у нас.
  Это еще с учетом того, что фонд зарплаты сравнялся – квалифицированный персонал и там, и тут получает приблизительно одинаково.
  Далее, дешевизны сырья нет. Приведу такой пример. Когда-то мы планировали открыть собственное производство сушильных камер, составили план и… отказались. Почему?! Все просто. Алюминий в Италии дешевле почти на 25 %. Даже с учетом таможенных пошлин, все равно гораздо выгоднее ввозить оборудование, а не производить у себя. Вдумайтесь: алюминий у нас – в стране, где его производят – почти на четверть дороже, чем в Италии.
  Пока не будут созданы условия для производства, не будет ничего.
  И все-таки, что целесообразно производить, то производится. Есть у нас люди, производящие хорошее лесопильное оборудование, и профи, создающие системы механизации. Уже неплохо. И не драматично. Однако факты таковы, что сегодня в отраслевом машиностроении мы имеем весьма ограниченное число сегментов, где можно быть конкурентоспособными.
  Уповать на спад объемов производства на Западе не приходится. Спад – это не ликвидация…
 
  М.О. А как чувствуют себя Ваши дилеры?
  М.В. Дилеры, как мне известно, затаились. Если говорить о финансовых показателях, то спад есть, относительно небольшой, но уже заметный. Да, дилеры выжидают, да, осторожны. Но я не склонен драматизировать картину. Предполагаю, что нас ждет хорошо выраженная инфляция, но она скорректирует популистские ошибки власти последних нескольких лет.
  Вспомним экономиста Маркса. Его слова о базисе и надстройке по-прежнему актуальны. Оборудование – это сфера полностью инвестиционная, не важно, новое производство или переоснащение старого, поэтому наиболее уязвимая перед угрозой макроэкономических фокусов. Другое дело, когда человек уже купил оборудование, он имеет возможность производить – с большей или меньшей скоростью, но производить! И продавать – так или иначе, надо кушать самому и кормить тех, кто у тебя работает.
  И если завтра мы вдруг объявим нашим дилерам, что больше не поставляем станки, мы все равно будем работать. Почему? Потому что у нас много оборудования на обслуживании, а во-вторых, есть свое производство – тот самый базис, который позволяет нам достаточно уверенно ощущать себя в совершенно разных условиях внешней среды.
 
  М.О. Как будут проводиться отраслевые выставки в период кризиса?
  М.В. Да, кризис на ходу заставляет корректировать маркетинговые бюджеты, которые, как правило, привязаны к обороту. В первую очередь «под нож» пускаются выставочные деньги. Это уже было заметно по сократившимся экспозициям на «Лесдревмаше». Что касается «Глобал Эдж», мы будем участвовать в «Лестехпродукции» обязательно.
 
  М.О. Начнется ли поглощение компаний, не удержавшихся на плаву в море кризиса?
  М.В. Процесс поглощения существует всегда, независимо от наличия или отсутствия кризиса в стране, поскольку любое поглощение – это инвестиции в развитие бизнеса.
  Если говорить с той точки зрения, что у России во всем свой путь… Да, в нашей отрасли немало предпринимателей, убежденных в том, что достаточно купить станки, а доллары сами из-под них «пойдут». Таким иногда даже отказываем – купите, господа, лучше печатный станок, шансов больше. Многие пытаются начать «по-правильному», но, наталкиваясь на непосильные издержки, уходят.
  Пострадают сильно те, кто сейчас находятся на инвестиционных этапах — проект начался, а банк вдруг объявляет, что кредит не продлевается. Столкнутся с проблемами и те, кто решил расширить производство (их немного, но они есть на рынке): в нынешней ситуации затраты на новые линии, стройку, тяжелое оборудование могут стать непосильным бременем.
  Поэтому моя позиция открыта: отсутствие инфляционных процессов отрицательно скажется как на экономике, так и на реальном секторе с учетом нынешнего уровня издержек, позиционирования национальной валюты и т.д.
 
  М.О. Итак, Ваше резюме на сегодняшний день?
  М.В. Резюме не вполне утешительное. Неутешительное потому, что многие интересные инвестиционные проекты и программы будут приостановлены. Как я уже говорил, отзыв капитала является сегодня основным отраслевым трендом.
  Подавляющее большинство наших предприятий – это средний бизнес. Многие из них интегрированы в холдинги. А это значит, что, с точки зрения оборотных показателей, они в полной мере разделяют бремя проблем этих холдингов.
  Да, прибыль где-то снижается, да, в ближайшее время не будем развиваться с той скоростью, с которой запланировали. Что нам остается – работать.
  Определенно можно сказать одно: количество неотраслевых инвесторов, безусловно, сократится и выйти на рынок какое-то время им будет рискованно.
  Извлечение уроков из данной ситуации еще впереди. Пока нет картины, целостной для анализа. Развивать ли в данный момент ассортимент, запускать ли новые линии в самом близком будущем какому-либо предприятию? Это индивидуально, считаем издержки, коллеги. И надеемся на то, что правительство разберется с деньгами.

Вернуться к содержанию
АРХИВ НОМЕРОВ
1999
1
2000
23456
2001
789101112
2002
131415161718
2003
192021222324
2004
252627282930
2005
313233343536
2006
373839404142
2007
434445464748
2008
4950515253[54]
2009
555657585960
2010
616263646566
2011
676869707172
2012
737475
По рубрикам
Выставки
Дизайн
Интервью
Компания
Комплектующие
Компьютерные технологии
Корпусная мебель
Кухни
Материалы
Мебельные системы
Мебельные университеты
Оборудование и материалы
Полезные мелочи
Представляем марку
Репортаж
Событие
Сотрудничество
Техника и технология
Торговля
Точка зрения
Фурнитура
От редакции