На главную 
 О журнале 
 Об издательстве 
 Сотрудничество и реклама 
English Version
 Июль 22 
ДИЗАЙНЕР ЕСТЬ, НО НЕТ ДИЗАЙНА
С.ПЛАТОНОВ

Сегодня многие мебельщики (наконец-то) осознали связь между дизайном своей продукции и уровнем спроса на нее. Но большинство предприятий, включая и ведущие российские фабрики, в ассортименте выпускаемой продукции пока не имеют собственного лица, да и не предпринимают усилий к его формированию.
 

  Расстояние между настоящими дизайнерами и производством у нас кажется не только не уменьшается, но и наоборот растет. Помимо экономических причин, это происходит во многом вследствие взаимного непонимания, завышенных ожиданий и т. п. Не потому ли в России нет знаменитых мебельных кутюрье, нет таких имен, как те же Зайцев или Юдашкин, формирующие моду в одежде?
  Большинство предприятий просто заимствуют увиденные где-то зарубежные модели, а прогресс в дизайне и ассортименте их изделий связан в основном с закупками импортных материалов и новых комплектующих. Некоторые предприятия, наоборот, пытаются самостоятельно изобразить нечто свое, но непрофессиональные решения поражают подчас не только смелостью начального замысла, но и убогостью его художественного и технического воплощения. Разумеется, есть и приятные исключения, но они только подчеркивают ситуацию.
  То, что изделия с хорошим дизайном продаются лучше, – сегодня понимают уже все. Но если многим задать вопрос, а что же такое дизайн, то вряд ли получим внятные ответы.
  Дизайн подразделяется на две неравные части – инновационный и коммерческий. Инновационный – направлен обычно на перспективу, и разрабатывается высокими профессионалами как бы «для себя». Коммерческий – служит задачам производства и сбыта конкретной продукции.
  Дизайн мебели сегодня в большей степени именно коммерческий. Он ориентирован не на кустарный промысел, а на промышленное тиражирование изделий, изначально разработанных профессионалом.
  Рынок дизайнерских услуг появился в России примерно десять лет назад. Но по большому счету, отечественные профессиональные дизайнеры остаются пока неизвестными и до конца невостребованными.
  Если зайти в Интернет и набрать ключевые слова «дизайн» и «дизайнер», то на вас тотчас же высыпаются тысячи сайтов, где в подавляющем большинстве случаев предлагается расстановка готовой мебели внутри кухни или комнаты с использованием трех-четырех известных компьютерных программ, разработанных, кстати, без участия мебельщиков. Если поискать подольше, то найдется и много сайтов с описанием биографий и результатов деятельности довольно большого количества дизайнеров по мебели. Но нет ни одного, где были бы названы отечественные. Все больше зарубежные.
  Отсутствие наших сайтов, пропагандирующих наш мебельный дизайн, наших дизайнеров и их разработки, – это что: их скромность, необразованность в области компьютерной графики, отсутствие самого компьютера, обычная лень, или усталость от жизни и отчаяние?
  Действительно, создается превратное впечатление, что в нашей стране мебель всегда проектировалась только дилетантами, а сейчас – просто копируется с зарубежных образцов и у нас нет своего дизайна и своих дизайнеров, хотя это совсем не так. На самом-то деле, они есть. Дело в том, что личность дизайнера зачастую остается «за кадром» и мало кто знает имя автора коммерчески успешной разработки. Ведь, в такие недалекие еще советские времена проектирование промышленных образцов мебели разрешалось лишь двум десяткам институтов и КБ отрасли.
  Подавляющее большинство предприятий тогда просто не имело права на самостоятельную разработку мебели, поскольку они не обладали квалифицированными кадрами. А наши профессиональные дизайнеры-мебельщики, работая от имени своих конструкторских бюро, не привыкли заявлять о себе как о личностях, хотя бы называя фамилии, которые и до сих пор остаются известными только коллегам. И разыскать их после развала институтов и КБ теперь можно только по домашним телефонам. Ну, не удосужились наши маститые не только создать свои известные школы, но и просто передать свои знания молодым, организовать какие-то студии, прием и заказов или периодически устраивать собственные выставки.
  Все наши дизайнеры-мебельщики в общем-то пристроены. Кто – где. Кто-то сотрудничает с дизайнерами-архитекторами, проектируя мебель для эксклюзивных интерьеров баров, ресторанов или гостиниц, кто-то работает за небольшой оклад на предприятиях, стиснув зубы и время от времени и в который раз проектируя какую-нибудь обрыдлую уже тумбочку, мечтая об инновационном дизайне, а кто-то вообще сидит дома и дожидается, пока коллеги не подбросят им работу. Выживают. Кому-то даже удается, используя средства предприятий-спонсоров, посещать иногда и зарубежные мебельные выставки.
  Но главная беда в том, что об их существовании наши новые мебельщики не знают вообще, и растят в своих коллективах собственные кадры дилетантов-самоучек на основе инженеров-электронщиков, умеющих использовать компьютерные программы, или выпускников лесотехнических вузов, хоть как-то знакомых с технологией производства мебели, но весьма смутно представляющих себе, что такое мебель как предмет искусства и потребления.
  Дело дошло уже и до того, что в том же Интернете можно встретить объявление человека, закончившего «краснодеревное» ПТУ, отработавшего всего два года в мебельном производстве, но предлагающего себя на работу в качестве дизайнера! Нет спора – это может быть действительно талант или просто человек с хорошим вкусом и умением, который создаст что-то новое и прекрасное, – ведь многие вошедшие в историю дизайнеры тоже не заканчивали «Строгановки» или «Мухи», но уж больно велики в этом сомнения!
  Не имея информации, некоторые наши «продвинутые» новые мебельщики, не найдя себе дизайнеров в России, уже стали привлекать для разработки своих изделий иностранных «варягов» из Италии и Германии. И в этом тоже нет ничего плохого. Будет внесена новая струя, оживится обновленный новыми изделиями рынок, улучшится качество и т.д. Дело в другом: платят-то они им по-западному! В отличие от той полунищенской платы, которую норовят дать с барского плеча нашему дизайнеру, а то и вовсе не заплатить. Зная это, наш дизайнер-профессионал тоже заранее мстит заказчику, относясь к своей работе как к халтуре и отрабатывая свое ровно в объеме оплаты. Вдобавок, технология производства заказчика и используемые им материалы – чаще всего не блещут, но тот хочет получить самое дешевое в производстве изделие, выделяющееся на рынке аналогов только за счет дизайна, что не удалось бы, пожалуй, ни Аальто, ни Тонету, ни Ле Корбюзье! Дизайнер – личность творческая уже по своему определению. Совмещать творчество и коммерцию способен не всякий из них. Тем более, что большинство наших маститых дизайнеров воспитаны еще в советские времена, когда даже простая халтура, а проще – работа по совместительству строго наказывалась, а потому, они просто не умеют предложить себя и получить достойную оплату за свою работу.
  О дизайнерах поэтому часто складывается мнение, что это безответственные люди, которые не ценят чужое время и деньги, эдакие художники, витающие в облаках, а итоги их работы чаще всего не приносят желаемых результатов. К сожалению, в этом есть доля истины. Можно смело утверждать, что большинство наших дизайнеров вообще не знакомы с мебельным рынком и спросом на нем. Но ведь изучение рынка никогда и не являлось их задачей. Другое дело – знание направлений моды, номенклатуры современных отделочных материалов, фурнитуры, комплектующих и умение их применить, спроектировать изделие в соответствии с функциональными и антропометрическими требованиями и т. д. А вот правильно поставить исходную задачу – дело самого заказчика. И любая ошибка в этом – напрасные затраты на проект, который может оказаться непродаваемым именно по его вине.
  Есть и еще одна беда. В стране нет крупных мебельных предприятий, способных задавать тон на мебельном рынке, предлагать новые дизайнерские решения, формировать моду на нем и вести тем самым за собой толпу подражателей. Настоящая борьба за рынки, ревнивое соревнование дизайнеров, участвующих в завоевании популярности изделий у покупателя, формировании его вкусов и предпочтений, а не простое стремление предприятий к достижению самой низкой цены на продукцию, могли бы привести к востребованности настоящих профессионалов. Вот тогда и появились бы у нас свои мебельные Юдашкины и Зайцевы.
  Есть у нас союзы дизайнеров, есть и различные ассоциации мебельщиков, и пока кто-нибудь из них не возьмется за организацию прямых связей между нашим дизайнером и нашим же производством – до той поры все будут считать, что у нас нет и не было своего мебельного дизайна. Но когда мы сможем хотя бы в Интернете увидеть фотографии наших дизайнеров, их краткие биографии, перечни заслуг и фоторазработок, занимавших первые места не только на российских, но и на зарубежных конкурсах, – быть может, тогда в наших мебельных магазинах станет продаваться поменьше импортной мебели, и насильственно внедряемый лозунг «Покупаем наше» станет просто ненужным покупателю. 

Вернуться к содержанию
АРХИВ НОМЕРОВ
1999
1
2000
23456
2001
789101112
2002
131415161718
2003
192021[22]2324
2004
252627282930
2005
313233343536
2006
373839404142
2007
43
По рубрикам
Выставки
Дизайн
Интервью
Компания
Комплектующие
Компьютерные технологии
Корпусная мебель
Кухни
Материалы
Мебельные системы
Мебельные университеты
Оборудование и материалы
Полезные мелочи
Представляем марку
Репортаж
Событие
Сотрудничество
Техника и технология
Торговля
Точка зрения
Фурнитура
От редакции
Торговый дом
Создание сайта: Artspace.Ru