На главную 
 О журнале 
 Об издательстве 
 Сотрудничество и реклама 
English Version
 Июль 22 
КОГДА ГОВОРЯТ ПУШКИ, МУЗЫ...
Е.Д.ЩЕДРИН, кандидат искусствоведения

Дизайн может и должен стать нашим самым главным оружием в конкурентной борьбе на мебельном рынке, как минимум, на российском

  В условиях активной конкурентной борьбы, идущей на мебельных рынках Западной Европы, ключевую роль в создании конкурентоспособной продукции играет дизайн. Именно представители этой особой проектно-конструкторской профессии объединяют и направляют к одной цели усилия всех других специалистов, включая технологов и руководителей производства. В европейских странах дизайнер – главная, наряду с менеджером, фигура на мебельном предприятии.
  У нас, увы, все не так, как в европах.  У нас дизайнер – последняя спица в колеснице, даже при наличии специального художественно-промышленного образования. Чаще всего перед ним ставят задачу художественно оформить внешний вид изделия, уложившись в рамки технологических и материально-технических возможностей данного предприятия. Еще чаще требуют подновить выпускаемое изделие или скопировать (говоря попросту – украсть) модель другого, большей частью зарубежного, производителя, выбранную менеджером по своему профессиональному (?) разумению и... опять-таки с учетом имеющихся производственных возможностей.

  Конечно, выше головы никому не прыгнуть. Любому, даже самому западному дизайнеру приходится считаться с реальными возможностями предприятия. Только вот какие вопросы возникают: кто, как, на основании чего определяет, каковыми этим силам быть? Ужели квалифицированный выбор направления, в котором целесообразно развивать материально-техническую базу производства,  относится полностью к компетенции руководителя предприятия вкупе с технологом? Нет и нет. Пусть даже оба они обладают недурным художественным вкусом, знанием своего потребителя и рынка в целом. Не их это профессия – вырабатывать решения о том, какими возможностями предприятие должно обладать завтра и послезавтра. Направление их развития может указать только изделие, спроектированное дизайнером.
  В европейских странах так и понимается роль дизайнера. Нередко его работа венчается созданием в материале ряда перспективных моделей, и эти модели, наглядно демонстрирующие преимущества тех или иных новых, еще не освоенных технологий, материалов, конструкций, хранятся в строжайшей тайне от глаз и ушей потенциальных конкурентов. Роль менеджмента ограничивается лишь оценкой предложений дизайнера, принятием или непринятием их в качестве руководства к действию для технолога и снабженца.
  Низкий статус дизайнеров на наших мебельных предприятиях объясняется, конечно, и отсутствием у многих, работающих в таковом качестве, должной профессиональной подготовки, следовательно, и авторитетности. Не хватает  им, в том числе дипломированным художникам-конструкторам, и знаний перспективных новейших технологий, что вполне «естественно» при невостребованности самих таких знаний. Но есть и вполне объективная, системная причина для принижения роли дизайна, – та же, которая в 1960–1970-х годах породила наше «национальное» ущербное представление о том, что такое качество изделий.

  Тогда мебельное производство переходило на искусственные плитные материалы при крайней скудости и низком качестве прочих материалов и фурнитуры, при отсталости парка промышленного оборудования, при директивно высоких темпах прироста валового продукта и привычке допускать ради вала нарушения технологической дисциплины. При всех этих условиях мебель не могла быть качественной. Отсюда и представление об идеале качества. Представление это стояло и сегодня стоит на трех китах: хорошие, как на Западе,  оборудование и технологии, классное исполнение, ну и – куда денешься! – функциональное и эстетическое совершенство изделий. Не густо.
  Заметим, что немного найдется производственников, которые могут четко объяснить, в чем заключается функциональное совершенство мебели вообще и какого-нибудь конкретного изделия, в частности. Тем более эстетическое совершенство. Да и зачем его объяснять? Это, мол, проблема сердца, т. е. интуиции, вкуса. По этой части каждый из нас считает себя достаточно сильным и может обойтись без чьей-либо подсказки. К тому же, тогда, в 60-х годах, было очевидно, что для нас ни функциональное, ни эстетическое совершенство продукции недостижимы. По всему выходило, что приоритетными аспектами проблемы качества мебели являются лишь вопросы оборудования, технологии, материалов и исполнения. Следствие – незначительная, уходящая в тень роль дизайнера в развитии производства. По пословице: когда говорят пушки, музам – помалкивать. Телега «закономерно» оказывается впереди лошади. 

  На самом-то деле качество и конкурентоспособность изделий не находятся в прямой зависимости от материально-технической базы производства и даже от исполнительской культуры. Доказательство тому – факт, что для весьма большой части населения нашей страны, как, впрочем, и повсюду, изыски высоких технологий вовсе ни к чему, ибо они удорожают продукцию. По той же причине не требуется зачастую даже особого функционального и художественного совершенства. Избыток качества делает продукт недоступным, а следовательно, и бесполезным для тех или иных слоев потребителей.
  По энциклопедическому определению, качество продук-ции – это совокупность всех ее свойств (в том числе меры полезности), обусловливающих ее способность удовлетворять определенные общественные и личные потребности. Поэтому качество – явление относительное. Оно – лишь мера соответствия изделий потребностям, жизненным обстоятельствам и культуре конкретного потребителя. При равной мере такого соответствия равно конкурентоспособной будет мебель как высокого, так и не очень высокого уровня технологии и исполнительской культуры, очень мягкая и не очень, с богатым резным декором и без всякого декора, долговечная и недолговечная, дорогая и дешевая.
  Сравнивать и ранжировать изделия по уровню качества имеет смысл вообще только в рамках их ассортиментного множества, адресованного какой-либо одной потребительской группе. Именно такое сравнение дает основания для  принятия решений либо о сохранении впредь прежнего уровня качества отдельных изделий, либо о его повышении и даже снижении (последнее тоже случалось в истории мебели нередко), дабы удержать позиции на рынке, сохранить за собой потребителя. Прописная истина: в условиях серьезной рыночной конкуренции успешен тот производитель, продукция которого расчетлива, имеет точный потребительский адрес по всей совокупности своих характеристик. Знание своего потребителя, в первую очередь динамики его запросов, является единственно надежным основанием для принятия решений о должном характере продукции и, тем самым, о направлениях технического перевооружения производства. В этой связи невозможно переоценить значение настоящего, высокопрофессионального дизайна, опирающегося на данные маркетинга.
  Маркетинг – система планового управления производственной и сбытовой деятельностью предприятия, оптимизирующая НИОКР по созданию новой продукции. Начинается он с определения потребности в новом продукте (или отсутствия такой потребности) на основании данных статистического и социологического анализа потребительского поведения на рынке и в быту, выявления  существующих и опережающих потребительских предпочтений. Заканчивается он ориентировкой планирования и финансирования на осмысленное переоснащение производства, на продвижение товара на тот или иной рынок, на его эффективную рекламу, форму и способ продажи.
  Сами по себе маркетинговые исследования, однако, не располагают аналитическими средствами, необходимыми для определения всего комплекса вопросов развития материально-технической базы производства, должных его технологий, оборудования, материалов, комплектующих и т.п. Хотя в отдельных случаях оказываются возможными частные рекомендации и по этим вопросам: о целесообразности применения иных средств отделки, облицовки изделий, другой обивочной ткани, уменьшения габаритов изделия или отдельных его частей и др. Но сегодня, в условиях массового производства вещей на обезличенный рынок, маркетинг является ничем не заменимым источником данных для формулирования заданий на проектирование изделий. Этим и определяется тесная функциональная связь промышленного дизайна с маркетингом.
  По большому счету, дизайн выступает главным синтезирующим инструментом маркетинговой работы. Так, создавая промышленный образец изделия (или опытную партию), дизайн позволяет существенно уточнить, конкретизировать и апробировать выводы маркетинговых исследований. С другой стороны, учитывать это особо важно – только дизайнерская разработка, воплотив всю совокупность потребительских требований в целостном предмете мебели, в его конструкции и форме,  дает ясное и доказательное представление о том, какими именно материально-техническими возможностями должно располагать предприятие. Именно дизайн есть та лошадь, которой лучше всего идти впереди телеги с оборудованием и технологиями.
  Отметим с прискорбием, что ни на одном нашем мебельном предприятии маркетинга нет и в помине. А это означает, что у нас нет и настоящего дизайна. Следовательно, крайне мала, если не отрицательна, эффективность всех производящихся у нас интеллектуальных, финансовых и других затрат на обновление материально-технической базы мебельных предприятий. Зато много суетных надежд на повышение ввозных таможенных пошлин во спасение от зарубежных конкурентов.
  Справиться с конкуренцией можно лишь с помощью своего маркетинга и дизайна, создавая модели, вполне отвечающие завтрашним запросам потребительских групп. Дизайн может и должен стать нашим самым главным оружием в конкурентной борьбе на мебельном рынке, как минимум, на российском. Музе нашего дизайна все еще недостает громкого голоса, который с почтением был бы услышан в начавшейся уже и на российском рынке мебели перепалке конкурентов. Недостает ей социальной осмысленности задач. То, что делается, идейно расплывчато, неконцептуально, сведено к двум-трем секторам потребления с нивелированием куда как большего многообразия потребительских запросов, одним словом – делается вслепую.  

Вернуться к содержанию
АРХИВ НОМЕРОВ
1999
1
2000
23456
2001
789101112
2002
131415161718
2003
192021[22]2324
2004
252627282930
2005
313233343536
2006
373839404142
2007
43
По рубрикам
Выставки
Дизайн
Интервью
Компания
Комплектующие
Компьютерные технологии
Корпусная мебель
Кухни
Материалы
Мебельные системы
Мебельные университеты
Оборудование и материалы
Полезные мелочи
Представляем марку
Репортаж
Событие
Сотрудничество
Техника и технология
Торговля
Точка зрения
Фурнитура
От редакции
Группа компаний "РУССКИЙ ЛАМИНАТ"
Создание сайта: Artspace.Ru