На главную 
 О журнале 
 Об издательстве 
 Сотрудничество и реклама 
English Version
 Июль 22 
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЛЕСА: УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР СОВРЕМЕННОГО ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕГО ОБОРУДОВАНИЯ И ИНСТРУМЕНТА
Виталий АМАЛИЦКИЙ, д.т.н., профессор

Еще лет двадцать – двадцать пять назад, в доперестроечные времена, состояние подготовки студентов лесотехнических специальностей у нас можно было считать вполне удовлетворительным.
 

Теории нужен практический опыт

Учебные планы всегда включали специальные дисциплины, предметом которых являлись материаловедение, технология деревообработки, деревообрабатывающее оборудование, инструмент, их подготовка к работе и эксплуатация. Сложившаяся методика преподавания и сейчас сочетает лекционные, лабораторные, практические занятия, расчетно-графические курсовые работы и проекты. Все необходимые вопросы были системно изложены в признанных учебниках, пособиях и книгах многих известных авторов.
  Но накопленного в Московском государственном университете леса (МГУЛ) при организации теоретического обучения и лабораторных занятий на оборудовании и установках лабораторий кафедры станков и инструментов опыта в последнее десятилетие, оказалось явно недостаточно.
  Дело в том, что объемы преподавания, содержание учебной литературы и оснащение лабораторной базы университета всегда соответствовали номенклатуре и техническому уровню оборудования и инструмента, использовавшихся на подавляющем большинстве отечественных деревообрабатывающих и мебельных предприятий. Понятно, что университет не мог быть оснащен всеми видами применявшегося в отрасли оборудования, и окончившие вуз молодые специалисты, получившие в нем серьезную и разностороннюю теоретическую подготовку, еще в течение трех лет доучивались на предприятии, конкретно знакомясь с ним и получая практический опыт под наблюдением производственников.

Доучивать некогда и некому

В начале 90-х годов, после приватизации промышленности и организации множества новых деревообрабатывающих предприятий, имеющие практический опыт работники потребовались в значительно больших количествах, а доучивать окончивших вуз молодых специалистов на предприятиях оказалось некогда, а часто и некому.
  Вместе с тем, после отмены монополии государства на внешнюю торговлю в отрасль просто хлынул поток самого разнообразного деревообрабатывающего оборудования и инструмента, эксплуатации которых до этого у нас просто никто не учил.
  В особенности это относится к обрабатывающим центрам, автоматическим станкам для раскроя, сверлильно-присадочным и кромкооблицовочным.
  Ситуация с подготовкой инженерных кадров и операторов новых видов оборудования сегодня осложнена еще и фактически полным развалом системы образования в профессионально-технических училищах, где из-за отсутствия оборудования и квалифицированных педагогов в лучшем случае можно ознакомить студентов лишь с основными правилами работы на простейших и устаревших морально и физически фрезерных, фуговальных, рейсмусовых, круглопильных, токарных и сверлильных станках. При этом ни в одном из училищ нет даже и половины перечисленных станков, не говоря уже о современном оборудовании, оснащенном компьютерными системами управления, которого нет вообще.

Куда пойти учиться?

В развитых западных странах проблема подготовки рабочих, операторов и «доводки» инженерно-технических работников решается не только в институтах, как правило уделяющих значительную долю учебного процесса именно практическому обучению, но во многом и за счет наличия учебных центров при крупных станкостроительных фирмах, напрямую заинтересованных в высокой квалификации кадров, эксплуатирующих их продукцию. Большинство крупных зарубежных деревообрабатывающих и мебельных предприятий также самостоятельно организуют подготовку собственных кадров для своего производства.
  В сложившейся ситуации, когда отечественные заводы так и не смогли освоить выпуск современного деревообрабатывающего оборудования и им просто нечему учить наших специалистов, подчас уже эксплуатирующих самую современную иностранную технику, российские деревообрабатывающие и мебельные предприятия не могут позволить себе отправить сотрудников на учебу за рубеж или тем более организовать собственный учебный центр.
  Московский государственный университет леса предпринял практическую попытку заполнить эту нишу в системе образования специалистов для отрасли.

Нам помогли зарубежные фирмы

В университете на базе кафедры «Станки и инструменты» был создан Учебный центр (УЦ МГУЛ) «Станки и инструменты», призванный проводить практическую подготовку студентов, повышение квалификации и переподготовку кадров, уже работающих в отрасли.
  Решение этой проблемы в современных условиях зависело от наличия двух составляющих: кадровой (преподаватели, учебные мастера) и материально-технической (лабораторная база). И если уровень подготовки профессорско-преподавательского состава университета не вызывал никаких сомнений, то надежд на выделение бюджетных средств на оснащение Центра не было никаких.
  И здесь решающую помощь оказали две хорошо известные европейские группы изготовителей деревообрабатывающего оборудования – итальянская Biesse и немецкая Weinig.
  При этом группой Biesse были предоставлены станок круглопильный для раскроя плит, станок кромкооблицовочный, станок сверлильно-присадочный и обрабатывающий центр для изготовления деталей мебели.
  Группа Weinig поставила для Центра станок четырехсторонний продольно-фрезерный с комплектом оборудования для подготовки и заточки дереворежущего инструмента, угловой обрабатывающий центр. Кроме того, итальянская фирма Griggio поставила для Центра фуговальный, фрезерный, рейсмусовый и круглопильный станки. Немецкая фирма Altendorf предоставила круглопильный станок.
  Это оборудование обеспечивает выполнение законченных технологических циклов производства мебели на основе облицованных плит, и окон или дверей и аналогичных изделий из массивной древесины и по сути представляет собой две отдельные мини-фабрики.
  Фирмами предоставлено абсолютно новое оборудование, полностью соответствующее самому высокому техническому уровню. При этом в соглашении предусмотрено, что оно будет по мере устаревания и появления новых моделей своевременно заменяться. Предусмотрено также техническое обслуживание оборудования специалистами фирм-изготовителей и поставка к нему запасных частей и дереворежущего инструмента.

Принципиально новые возможности

С созданием учебного Центра университет получил невиданные возможности для разработки новых учебных программ и организации процесса изучения студентами, инженерами и операторами предприятий деревообрабатывающего оборудования и инструмента, соответствующего современному уровню развития мебельного производства и деревообработки, для разработки новых технологий производства, испытаний новых материалов, дереворежущего инструмента.
  Расходы, понесенные фирмами, окупятся довольно скоро. Вчерашний студент, ставший руководителем предприятия, проводя техническое перевооружение, будет помнить, что его обучали на лучшем оборудовании. Огромное значение имеет и то, что результатом обучения станет и более грамотная эксплуатация оборудования на производстве.
  Партнерские отношения с фирмами и поддержка ими усилий Московского государственного университета леса – головного вуза деревообрабатывающей отрасли России – только первый шаг. За ним последуют и другие – аналогичные Центры будут скоро организованы и в других вузах. И все это в комплексе будет служить дальнейшему развитию отрасли и переходу системы образования специалистов на новый, качественно более высокий уровень. 

Вернуться к содержанию
АРХИВ НОМЕРОВ
1999
1
2000
23456
2001
789101112
2002
131415161718
2003
192021[22]2324
2004
252627282930
2005
313233343536
2006
373839404142
2007
43
По рубрикам
Выставки
Дизайн
Интервью
Компания
Комплектующие
Компьютерные технологии
Корпусная мебель
Кухни
Материалы
Мебельные системы
Мебельные университеты
Оборудование и материалы
Полезные мелочи
Представляем марку
Репортаж
Событие
Сотрудничество
Техника и технология
Торговля
Точка зрения
Фурнитура
От редакции
Ателье мебели
Создание сайта: Artspace.Ru