http://www.chelmash.com/ газовые пружины кдп из нержавеющей стали.
 На главную 
 О журнале 
 Об издательстве 
 Сотрудничество и реклама 
 Наши партнеры 
English Version
 Март 74 
НА ЧЕМ ЛЕЖИМ, НА ЧЕМ СИДИМ И КАК МЫ ЭТО НАЗЫВАЕМ
Дмитрий ГЕРАСИМОВ

ГОСТ 20400 «Продукция мебельного производства. Термины и определения» гласит, что «комфортабельное мебельное изделие для сидения нескольких человек, со спинкой» называется диван.
 

ДИВАН-ПОДИУМ для совещаний
  Но это определение никак не вяжется с тем, что под него подпадают и софа, и тахта, и некоторые виды кроватей. Причем наш диван по-французски называется канапе (canape), по-английски коуч (couch), по-немецки – софа (sofa), а по-итальянски почти так же – divano.
  Конечно, простой диван и без подсказки сегодня в магазине узнает любой покупатель. Проблема начинается, когда он видит его разновидности, которые, возвращаясь к истокам, стали выпускать многие наши мебельные предприятия и, не задумываясь о прошлом, называют их как Бог на душу положит.
  Объяснить нашему потенциальному покупателю само происхождение слова диван, названия его различных вариаций и других предметов мебели для сидения и лежания в своих статьях пытаются и российские журналисты. При этом они совсем не утруждают себя научными изысканиями, а просто беззастенчиво и неэтично крадут тексты, когда-то написанные другими.
  Между тем в наименованиях диванов сегодня царит полная путаница, и разобраться в них совсем непросто.

Диван Императрицы Екатерины II
  Так, фактически один и тот же текст в разных изданиях «разъясняет», что в 1774 г. князь Г. А. Потемкин привез из Парижа в подарок императрице Екатерине II «турецкий диван» с подушками, на котором то ли с трудом, то ли, наоборот, без труда могли уместиться двенадцать человек. Впрочем, где-то можно прочитать, что Потемкин «прислал его Екатерине II с фронта русско-турецкой войны». В других источниках читаем, что «у западной стены диванной размещается широкий и низкий “турецкий диван“ с приступом» или, что уже ближе к истине: «в 1799 г. для Большого Петергофского дворца по рисунку архитектора Ж.-Б. Валлен-Деламота по его (Потемкина – ред.) образцу был создан огромный «турецкий диван» с балюстрадой, занявший большую часть комнаты».
  Дальше во многих текстах обычно говорится, что «на подобные диваны была тогда мода, и во многих дворцах Петербурга появились «софы по турецкому вкусу»».

Канапе
  Читая все это, задаешься вопросом, где же у этих диванов (или все-таки соф?), дошедших до нас с тех времен, «приступ» и что это за диван длиной, по меньшей мере, шесть метров (для двенадцати-то человек), а учитывая наличие фижм у платьев дам той эпохи, то и все десять!
  Понимание приходит сразу, стоит лишь посмотреть на фото этого дивана в реконструированной по фотографиям Диванной Большого Петергофского дворца.
  Все правильно: диван – появившееся в Европе название невысокого, покрытого коврами подиума или помоста, использовавшегося в Турции, Персии, Индии и других восточных странах как место для собраний и работы в процессе обсуждения государственных проблем. Причем по нему можно было ходить!

Козетка
  Только вот совсем непонятно, почему у нашей императрицы на этот подиум взгромождены и размещены под углом друг к другу две кровати, называемые сегодня простым русским словом «тахта», пришедшим к нам из Персии через Кавказ? И где же здесь софа?
  Ясно одно: таких диванов в «диванных» дворцов нашей знати просто не могло быть. А размещались там сделанные по французскому образцу диванчики и сегодня называемые канапе. Причем появились они в России уже в петровские времена, не в конце, а в начале XVII века.
  До этого в русском доме из мебели для сидения и лежания существовали только стол, лавка, скамья и полати. Стул был редкостью, а понятия кресло вообще не существовало – лингвисты до сих пор спорят о происхождении этого термина: от названия каких-то трех досок, привязанных к саням (по Ожегову), от украинского крiсло, крiслaтий – «растопыренный», или польского krzeso – от krzasowaty, krzesowaty – «сгорбленный, узловатый, кривой» (по М. Фасмеру).
  Зато, когда Петр I организовал первые мебельные мастерские на Охте под Санкт-Петербургом, какое же раздолье предоставилось в будущем нашему франкоговорящему дворянству в наименовании и придумывании прозвищ мебели для сидения различных форм и стилей, которое продолжалось до самого конца ХIХ века!
  Так, уже давно можно считать русскими употреблявшиеся (и употребляющиеся) не только в устной, но и в письменной речи французские названия фотей (фотель), бержер (бержерка), кушетка, табурет, банкетка, козетка, канапе, шезлонг, конфидента, визави и индискрэ (индискрет), досадос и будёз, дюшес и дюшес-бризе, маркиза, меридьен, оттоман и оттоманка, сосьябль, султан, туркуаз, рекамье, сиамёз и тет-а-тет, вуаель, вуайёз (вуайес) и понтёз, а также и другие.
  Все это множество названий присутствует сегодня в тех или иных толковых словарях. И все они относятся к изделиям мебели для сидения и лежания, каждое из которых обладает совершенно конкретными характерными индивидуальными признаками.
  Жаль только, что очень часто эти названия журналистами и некоторыми «специалистами» растолковываются нашему читателю совсем неправильно. Да и что взять с этих журналистов, берущихся писать о совершенно неизвестных им вещах, когда они постоянно путают даже лавку со скамьей.

Вильез с бархатной обивкой
  А ведь между ними есть разница. Лавка – предмет встроенной мебели и всегда намертво прикреплена к стене, полу, или ее опоры вкопаны в землю. Скамью же всегда можно свободно передвинуть. В остальном они могут быть совершенно одинаковыми: иметь ножки в любом количестве, подлокотники по краям и в середине, спинку, ящик или тумбу под сиденьем, обивку или обходиться без нее.
  Еще сложнее со всеми этими названиями, заимствованными у изобретательных французов. Некоторые из изделий нельзя напрямую отнести к креслам, скамьям или кроватям, и не сразу определишь, что явилось их прототипом. К тому же в английском и французском языках существуют такие отсутствующие у нас термины, как day bed и day lit – ложе для дневного отдыха, часто совершенно бездарно переводимые на русский как «дневная кровать». Изначальное назначение такого ложа – дать возможность человеку картинно полулежать, приняв эффектную позу.
  Многие из этих предметов мебели появились как развитие скамьи (фр. banc). Закрепившееся у нас слово банкетка (фр. banquette) – наименование скамьи, имеющей в зависимости от ее длины четыре и более ножек, без спинки, с мягким или жестким обитым сиденьем шириной (глубиной) не более 450 мм, предназначенной для размещения сидя одного, двух и более человек. Иногда снабжается по торцам подлокотниками. Банкетка угловая может быть составлена из двух сидений, соединенных под прямым углом друг к другу.
  Кушетка (фр. cоuchette – ложе, постель) – род кровати с полумягким или мягким обитым ложем прямоугольной формы шириной от 700 мм на четырех, шести или восьми ножках, без спинок в изголовье и изножье, но с приподнятым изголовьем, иногда имеющим регулируемый угол наклона.

Вильез с обивкой из шелка
  Фотей или фотель (фр. fauteuil) во французской терминологии – предмет мебели для сидения (стул или кресло) с подлокотниками, которые, вне зависимости от их конструкции, не имеют боковых заглушин в проеме, образованном задней ножкой или крайним вертикальным бруском спинки, боковым горизонтальным бруском царги, горизонтальным бруском самого локотника и поддерживающим его вертикальным передним бруском.
  Название бержер или бержерка (фр. bergеre – пастушка – в разговорном значении «молодая девушка-красавица») – наоборот, стул или кресло, с глухими подлокотниками, проемы которых полностью закрыты заглушинами, с обеих сторон покрытыми тканью обивки. Появившееся во Франции в конце XIX в. полностью кутаное кресло-бержер получило прозвище крапо (фр. crapaud – жаба или, разговорное, уродина), что отразило его весьма скромный вид в сравнении с великолепием не совсем забытого тогда ампира.
  Существует и еще один, редко используемый сегодня русский термин, относящийся к креслам: дормез (фр. dormeuse – спящая) – кресло (фотей или бержер), простое откидывание спинки которого назад превращает его в кровать.

Оттаман
  Любопытно, что в русской терминологии точное разграничение понятий стул и кресло отсутствует. Их определения, включенные в ГОСТ 20400 «Продукция мебельного производства. Термины и определения», основаны на разнице в ширине и высоте сиденья этих изделий, но, например, стулья и кресла рабочие могут иметь широкие пределы их регулирования, что формально не позволяет при необходимости отличить их друг от друга.
  Изделие мебели, называемое у нас диваном, во французской терминологии носит название канапе (фр. canapе). Считается, что оно происходит от греческого konopeion -- ложе с пологом от москитов, что более точно, поскольку аналогичные «диваны» были известны в Древней Греции, этрускам и Древнему Риму задолго до того, как тюрки (турки) объявились в Анатолии и стали проникать в Европу.
  Канапе появились во Франции в начале XVII в. и по сути представляют собой варианты кресел фотей или бержер с сиденьем увеличенного размера (по ширине вдоль фронта изделия) и предназначены для двух и более человек.
  Козетка (фр. causette, cаuseusе – легкая беседа – от causer разговаривать, болтать) – прозвище канапе, предназначенного для сидения только двух человек.
  Нечто среднее между бержеркой и козеткой – кресло, называемое маркиза (фр. marquise), отличающееся тем, что ширина его сиденья по фронту как бы полуторная и занимает промежуточное положение – она больше, чем у бержера, и меньше, чем у козетки. По-французски они даже назывались иногда полуканапе (demi-canapе). Кресла маркиза рассчитаны на посадку дамы в платье, имеющем панье (фижмы, кринолин).

Кресло Крапо
Во французской терминологии распространен также термин оттоман или отман (фр. ottomane – оттоманский, по «фамилии» правителей Оттоманской или Османской империи). Это канапе, спинка которого плавно переходит в подлокотники, а они в свою очередь загибаются вперед, спереди закрывая собой часть сидения, которое при этом может иметь форму фасолины (боба). Разновидность отмана – баньоз (фр. baigneuse – купальщица) – канапе, у которого загнутые вперед подлокотники (боковины) имеют высоту большую, чем его спинка в середине сиденья. Сидящая в таком канапе дама похожа на принимающую ванну, откуда и появилось прозвище. В конце XVIII и до самого начала XX века в российских столицах и провинциальных городах главенствовала парижская мода. Все русское дворянство говорило на французском, иногда даже почти забывая русский. Отечественная мебель изготавливалась тогда по французским образцам, как сегодняшняя – по итальянским. Неудивительно, что ее иностранные названия, часто сильно переиначенные, используются у нас до сих пор. Но разговор о них мы продолжим в следующем номере журнала.

Вернуться к содержанию
АРХИВ НОМЕРОВ
1999
1
2000
23456
2001
789101112
2002
131415161718
2003
192021222324
2004
252627282930
2005
313233343536
2006
373839404142
2007
434445464748
2008
495051525354
2009
555657585960
2010
616263646566
2011
676869707172
2012
73[74]75
По рубрикам
Выставки
Дизайн
Интервью
Компания
Комплектующие
Компьютерные технологии
Корпусная мебель
Кухни
Материалы
Мебельные системы
Мебельные университеты
Оборудование и материалы
Полезные мелочи
Представляем марку
Репортаж
Событие
Сотрудничество
Техника и технология
Торговля
Точка зрения
Фурнитура
От редакции