На главную 
 О журнале 
 Об издательстве 
 Сотрудничество и реклама 
English Version
 Май 21 
ДИЗАЙН. БЕДА, КОЛЬ САПОГИ НАЧНЕТ ТАЧАТЬ ПИРОЖНИК ...
Ольга ИОФФЕ

ДИЗАЙН (ОТ АНГЛИЙСКОГО DESIGN – ПРОЕКТИРОВАТЬ, ЧЕРТИТЬ, ЗАДУМАТЬ, А ТАКЖЕ ПРОЕКТ, ПЛАН, РИСУНОК) – ТЕРМИН, ОБОЗНАЧАЮЩИЙ ВИД ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСНОВНОЙ ЗАДАЧЕЙ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ, ГАРМОНИЧНОЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА, УДОВЛЕТВОРЯЮЩЕЙ МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, КОМПЛЕКСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СИНТЕЗИРУЮЩАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ, ИНЖЕНЕРНЫЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОДХОДЫ К ЕЕ ФОРМИРОВАНИЮ.

  Дизайн, получивший у нас название «художественное конструирование», неразрывно связан с технологией производства изделия и часто оказывает на нее определяющее воздействие. В различных языках существует довольно много терминов для его обозначения, однако на первой Генеральной ассамблее Международного совета организаций индустриального дизайна (1959 г.) в качестве основного международного был принят термин Industrial design, в сокращении – design.  
  Тот, кто занимается дизайном, то есть дизайнер (англ. designer), по своему определению специалист широкого профиля, осуществляющий художественное конструирование главным образом утилитарно полезных изделий промышленного изготовления. Дизайнер создает новое изделие в тесном контакте с конструкторами, технологами, экономистами, социологами, специалистами по сбыту и проч., представляя в сфере промышленного производства интересы потребителя.
  Уже сами определения дизайна и дизайнера говорят о том огромном объеме знаний, которыми обязан обладать специалист в этой области. Причем, дизайнер, работающий в области проектирования мебели, должен обладать ими в еще большей степени, так как он создает вещи, которые непосредственно соприкасаются с человеком и неразрывно, почти каждую минуту, связаны с ним.
  В нашей стране дизайнеров-мебельщиков многие десятилетия готовили всего два учебных заведения: Московский государственный художественно-промышленный университет (МГХПУ) им. Строганова – в Москве, основанный в 1825 г. С.Г. Строгановым как «Школа подготовки художников декоративно-прикладного искусства», и Государственная художественно-промышленная академия (ГХПА) им. Мухиной – в Санкт-Петербурге (с 1945 г.), основанная в 1878 году как «Школа Штиглица». Причем срок обучения дизайнеров в них всегда был длительнее, чем в большинстве других художественных и технических вузов. Это объяснялось необходимостью обучить художника не только основам изобразительного искусства, но и дать ему знания в области техники и в том числе даже теоретической механики, сопромата и т. д.
  Количество ежегодно выпускаемых специалистов, приходивших в мебельную отрасль, никогда не превышало и десятка, что всегда было явно недостаточно для простого воспроизводства профессиональных кадров. В последние десять–пятнадцать лет поступление новых дизайнеров в отрасль вовсе прекратилось. Средний возраст действующих специалистов–дизайнеров мебельного производства уже около 60 лет! Вместе с тем, в подобных специалистах отрасль остро нуждается.
  По результатам обследования, проведенного в 2002 году «Союзом предприятий и работников мебельной и деревообрабатывающей промышленности Северо-Запада», приблизительно из тысячи мебельных предприятий 63% (!) имеют своих дизайнеров, а 46% – подыскивают их для себя. Но такого количества дизайнеров на предприятиях одного региона, аж 1000 (!) просто не может быть! За всю обозримую историю страны столько их просто не было подготовлено, да и зачем их столько?!
  Складывается впечатление, что большинство просто не понимают разницы между дизайнером и обыкновенным конструктором, специализирующемся на разработке чертежей изделий мебели. Именно здесь становится понятным, что у подавляющего большинства наших мебельщиков сегодня нет ответственного понимания роли дизайнера в проектировании мебели, которая может быть прямо-таки пагубной для производства, если он недостаточно квалифицирован. На самом деле, зачем нужен дизайнер, если он не специалист самого высокого класса?
  Настоящий дизайнер – генератор новой идеи, разработчик принципиально иных подходов к формообразованию и конструкции изделий, предназначенных для использования человеком, антропометрия которого постоянна с момента его появления на Земле. Настоящий дизайнер-мебельщик – специалист, стремящийся создать что-то новое там, где за прошедшие тысячелетия казалось бы уже было придумано все!Однако многим европейским дизайнерам (М. Тонет, Мисс ван дер Роэ, Ле Корбюзье, Р. Эрбст, А. Аальто и др.) все же удавалось революционно преобразовывать само изделие, его конструкцию и облик. Буль, Чиппендейл и многие другие мастера прошлых веков, имена которых остались неизвестными, тоже были дизайнерами, оказавшими революционное влияние на конструкцию и формы мебели.
  Имена российских дизайнеров или тех, кто занимался этой деятельностью еще до возникновения самого термина, также вошли в историю мирового искусства: А. Воронихин, И. Старов, И. Петров (Ропет) XIX век, А. Родченко, Н. Рогожин, Б. Татлин, И. Жолтовский – ХХ век. О нынешних, живущих среди нас, говорить некорректно, но они есть, и имена многих из них со временем тоже будут включены в энциклопедии.Создавая новое, дизайнер опирается на достижения технологии, которые известны человечеству. Поэтому любая неизвестная ранее технология, сразу же становится предметом его исследования на предмет возможности ее применения в бытовой среде. Так, новые разработки австрийского мастера М. Тонета в области использования гнутовыклейных деталей для кораблестроения привели к появлению принципиально новой модели гнутого стула, производство которого существует до сих пор. Разработки финского дизайнера А. Аальто в области мебели из гнутоклееных деталей, отличавшиеся принципиально новыми подходами, имеют тысячекратные повторы в мебели, которую можно увидеть не только на выставках, но и во многих наших квартирах.
  А вот подавляющее большинство тех, кого называют у нас на предприятиях «дизайнерами», – не более, чем обычные, средней руки конструкторы, едва способные лишь повторить уже разработанное кем-то другим изделие, понравившееся руководителю в каталоге, привезенном с выставки.
  Впрочем, если они решают только конкретные конструкторские (не дизайнерские!) задачи, возникающие на данном производстве, – в этом нет ничего плохого. Неважно, как будет названа та или иная профессия или должность. Важно, чтобы им сопутствовали соответствующая самооценка и должный профессионализм.
 

 К сожалению, у нас нет и этого. Парадокс, но в стране – одной из самых больших в мире по численности населения, именно конструкторов для мебельной отрасли не готовил никто и никогда! Студентов в наших вузах обязательно обучали черчению, «Единой системе конструкторской документации» и только основам конструирования. Но так же, как и многим другим отраслям промышленности, изделия которых имеют свою специфику, мебельной требуется свой конструктор, знающий используемые материалы, фурнитуру и комплектующие изделия, антропометрию, функциональные размеры мебели, стандарты на основные размеры, конструкцию узлов и соединений, обеспечивающих надежность, прочность и долговечность изделия, и конечно же владеющий системой допусков и посадок, применяемых именно в деревообработке и мебельном производстве. Сегодня к этому добавилась необходимость знания и использования программного обеспечения для компьютерной разработки проектов.
  Причем наши разработчики программ весьма слабо владеют спецификой и не будучи профессионалами в проектировании мебели могут нанести существенный вред неопытному проектировщику или конструктору или, как минимум, ввести его в заблуждение.
  Сегодняшние периодические издания просто пестрят объявлениями о действующих курсах по обучению «дизайнеров», где предлагается за две-три недели подготовить специалиста «по мебели» или «по интерьеру», с выдачей ему соответствующего диплома (!). На самом же деле, они в лучшем случае могут подготовить только декоратора, способного создавать украшение интерьеров, используя сучки-веточки и старые вещи из заброшенного чулана, – «инсталляции», или работать в мебельном салоне, расставляя на экране компьютера уже готовую кухонную мебель. Но оставим это на совести тех, кто организует подобные «рога и копыта», и тех, кто выдает им лицензии на проведение обучения. Не будем вообще говорить о принципиальной возможности подготовки настоящего дизайнера за столь короткий срок. Профессор МГХПУ им. Строганова Ю. Случевский – дизайнер экстракласса, несколько десятков лет разрабатывающий для предприятий отрасли мебель, пользующуюся огромным спросом у покупателя, на предложение организовать двухнедельное обучение конструкторов дизайну с привлечением профессиональных дизайнеров, работающих на наших мебельных предприятиях, ответил просто: «За такой короткий срок подготовить дизайнера невозможно».

  Но подобные, при том платные, курсы организуют теперь и наши маститые учебные заведения, готовящие инженеров лесотехнических специальностей. Хорошо, если им удастся привлечь к преподаванию действительно специалистов-профессионалов, имеющих конкретный опыт создания мебели, и хорошо, если целью этого не будет желание дать лишь дополнительный заработок своим профессорам и доцентам, сведущим, к примеру, только в области лесопиления, сушки древесины, технологии деревообработки и т. д., наскоро прочитавшими пару книг про дизайн и конструирование мебели.
  Однако в любом случае сейчас остро необходимы и будут несомненно полезны хоть какие-то курсы. Нужно только разобраться в терминах. Не следует называть подготовленный на них персонал дизайнерами.
  От специалиста, повысившего свою квалификацию на подобных курсах, будет требоваться способность грамотно и правильно разработать конструкцию мебели с использованием именно того оборудования, которое установлено на его предприятии, выполнить ее чертежи, пригодные для изготовления деталей и сборки изделия, однозначно определяющие его размеры и качество изготовления, для чего они должны включать все необходимые размеры, допуски, посадки и быть вполне читаемым (квалифицированным) рабочим.
  Конструктор должен разработать такую мебель, чтобы ее было удобно использовать: на мягкой или стульях – сидеть, на кровати – спать, а корпусная должна иметь минимально необходимые размеры, чтобы обеспечить экономное расходование материалов у производителя и оптимальные условия для хранения вещей – у потребителя.
  Так, пока почти все диваны и кресла, выпускаемые промышленностью, неудобны для сидения, что говорит о незнании их разработчиками элементарных требований антропометрии и, например, «линии Акерблома». В шкафах для книг все время остается свободное место по глубине, и наоборот – недостаточная глубина платяных шкафов приводит к тому, что современная «плечистая» одежда мнется при ее длительном хранении. То есть, одного лишь умения конструктора спроектировать станок – недостаточно. Он должен знать и специальные требования, изложенные в неизвестных, к сожалению, большинству, «Отраслевой системе конструкторской документации для мебельной промышленности» и «Отраслевой системе унификации мебельных деталей», которая позволяет во многих случаях довести полезный выход деталей из плиты аж до 98%!
  Можно утверждать смело, что отрасли не нужно много настоящих дизайнеров–профессионалов, способных разрабатывать собственный стиль и новые направления. Сегодня на всю страну их хватит и несколько десятков. Но и они не будут до конца востребованы по крайней мере до тех пор, пока не будет удовлетворен спрос на мебель и потребитель не станет требовать каких-то новых изысков. Только тогда промышленности потребуются принципиально новые разработки, способные конкурировать с признанным и хорошо известным на рынке итальянским или французским дизайном. Но тех, кто прорабатывает конструкцию мебели, нужно очень много – тысячи. Минимум – по одному для каждого предприятия!
  От качества их работы и эффективности подготовки уже сегодня зависит конкурентоспособность отечественных изделий, редко получающих благосклонные отзывы покупателей и испытывающих серьезное давление со стороны импорта. И каждый из конструкторов, в особенности тех, кто пришел из других отраслей, должен обязательно стать мебельщиком-профессионалом. Потому что «беда, коль сапоги начнет тачать пирожник ...». 


Вернуться к содержанию
АРХИВ НОМЕРОВ
1999
1
2000
23456
2001
789101112
2002
131415161718
2003
1920[21]222324
2004
252627282930
2005
313233343536
2006
373839404142
2007
43
По рубрикам
Выставки
Дизайн
Интервью
Компания
Комплектующие
Компьютерные технологии
Корпусная мебель
Кухни
Материалы
Мебельные системы
Мебельные университеты
Оборудование и материалы
Полезные мелочи
Представляем марку
Репортаж
Событие
Сотрудничество
Техника и технология
Торговля
Точка зрения
Фурнитура
От редакции
Ателье мебели
Создание сайта: Artspace.Ru